Программа воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

п. г. т. Ерофей Павлович 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания Средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД»
(далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС)
общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы Средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД»
и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в Средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД»
основывается на следующих принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
а так же при нахождении его в образовательной организации;
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные
и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а
воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания
как условия его эффективности;
−
Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного
учреждения, всего педагогического коллектива в организации социальнопедагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание,
формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной,

внешкольной, общественно значимой деятельности;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;

Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал,
который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе
формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках
гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет
обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом
идеала;
−
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями,
учителем и другими значимыми взрослыми;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных
отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
−
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной
и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое
значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его
внешний вид, культура общения и т. д;

-

Основными традициями воспитания в Средней общеобразовательной школы № 50
ОАО «РЖД» являются следующие:
Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до
участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного
дела);
конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских
общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Время выбрало нас»
и «Лестница моего успеха», на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;

формирование корпуса классных руководителей, реализующего по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.

-

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью воспитания в Средней общеобразовательной
школы № 50 ОАО «РЖД» является формирование у обучающихся духовнонравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора
собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к
успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения
педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в
достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию
новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные
возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на
уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций
(РДШ);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного
имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для:
- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут,
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения школьника
- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших

классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в
дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся
следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
•
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
•
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
•
к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
•
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
•
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания

благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
•
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•
к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;

•

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
•
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел,
жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути
посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том
числе и в школе, в то числе:
•
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
•
трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение
школьной жизни;
•
опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия
решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций
самоуправления;
•
опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
•
опыт природоохранных дел;
•
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
•
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
•
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
•
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
•
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
•
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы
из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе

интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
4.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих
дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и
мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации
используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на
преобразование окружающего социума;
•
городские методические площадки для обучающихся и педагогов по
развитию ученического самоуправления;
•
дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в
рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы и поселка;
•
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и
мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и
на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
•
торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов
в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героикопатриотическим воспитанием;
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;

•
•

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела;
•
участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на
сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического
самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
4.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
•
работу с классным коллективом;
•
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
•
работу с учителями, преподающими в данном классе;
•
работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
•
инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
•
педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и РДШ;
•
поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
•
организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему
класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка
(интеллектуально-познавательной,
гражданско-патриотической,
героикопатриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной и др. направленности),позволяющие:
− вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них,
− установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
•
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения
к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
•
сплочение коллектива класса через:

− игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие
самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и
навыков;
−

походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно
с родителями;

−

празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши и т. д.;
− регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
•
мотивация исполнения существующих и выработка совместно с
обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
•
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
•
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
•
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а
в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
•
мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в
общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
•
мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие
в конкурсном и олимпиадном движении;
•
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•
привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,

отличной от учебной, обстановке;
•
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;

•

помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
•
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
•
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
4.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских коллективах традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельности происходи
т в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие
их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу
другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее

духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное
общение.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников,
проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать
и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе,
его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и
спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само
обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
4.4 Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
•
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
4.5 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в Средней общеобразовательной школы № 50 ОАО
«РЖД» осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
•
через деятельность выборного Совета учащихся – Совета Лидеров,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;
•
через работу постоянно действующих секторов по направлениям
деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов
и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
•
через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
•
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
•
через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
•
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т. п.

4.6 Модуль «РДШ».
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание
подрастающегопоколения,развитиедетейнаосновеихинтересовипотребностей,атакжеор
ганизацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ
может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают
решение об участии в проектах РДШ.
РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает
школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микро- климат
для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
•
Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе
такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»;
любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты»,
ГТО;
•
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и
десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную
работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.
•
Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юных инспекторов
дорожного движения и т. д.
•
Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в
работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички
школы и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках
Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести
блоги и сообщества в соц. сетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
• участие в днях единых действий и в совместных социально значимых
мероприятиях;
• коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
• информационно-просветительские мероприятия;
• разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
• организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
4.7 Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие

готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
•
профориентационные часы общения, направленные на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
•
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
•
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
•
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
•
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
•
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
•
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
4.8 Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
•
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету
образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и
т.п.) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления,
РДШ и т.д.;
•
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
•
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающих интернет-сайт школы и группу в социальных сетях по
направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
образовательной организации, информационного продвижения ценностей и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы;

4.9 Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая
ребенка
предметно-эстетическая
среда
Средней
общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД», при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
•
оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
•
размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
ит.п.);
•
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей,
оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны
активного и тихого отдыха;
•
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои
фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
•
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
•
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни организации знаковых событий;
•
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;

•
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

4.10 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в Средней
общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД» осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
•
общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
•
родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением
специалистов;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
•
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
•
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
•
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На уровне класса:
•
классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей их класса;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
•
классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
•
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
•
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
•
участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного

ребенка;

•

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
•
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения
и отношений между обучающимися и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые

проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их
родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе образовательной организации отделения
РДШ, отряда ЮИД;
- качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы образовательной организации;
- качеством работы медиа образовательной организации;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- - качеством взаимодействия образовательной организации и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.
6.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №50 ОАО «РЖД» НА 20212025 ГГ.
Пояснительная записка.
В соответствии с программой воспитания Средней общеобразовательной школы №
50 ОАО «РЖД» на 2021-2025 гг. в центре воспитательного процесса находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира, приобщение к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, формирование у них

основ российской идентичности, ценностных установок и социально-значимых качеств
личности; их активное участие в социально-значимой деятельности.

Цель плана воспитательной работы на 2021-2025гг.:
Обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка посредством
вовлечения его в социально - значимую деятельность школы.
•
•
•
•

Задачи:
интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся на основе
системности, целесообразности и не шаблонности воспитательной работы;
развитие и расширение сфер ответственности ученического самоуправления, как
основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
обучающегося;
создание и педагогическая поддержка деятельности детских общественных
организаций (РДШ);
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся как в классах, так и рамках образовательной организацией в целом;

• инициирование и поддержка участия классов в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
• реализация воспитательных возможностей дополнительного образования и
программ внеурочной деятельности;
• определение и реализация индивидуальных профессиональных маршрутов
обучающихся 6-11 кл. в рамках пилотной апробации регионального проекта ранней
профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее»;
• развитие ценностного отношения обучающихся и педагогов к своему здоровью
посредством участия ВФСК ГТО;
• формирование и опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
• повысить ответственность педагогического коллектива за эффективность и качество
подготовки одаренных учащихся;
• активизировать работу по формированию команды педагогов, решающих проектные
задачи, повысить их компетентность в данном направлении;
• внедрение лучших практик сопровождения, наставничества и шефства для
обучающихся, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
образовательным программам в рамках внеурочной деятельности;
• активизация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией в решении вопросов воспитания и обучения
обучающихся;
Реализация этих целей и задач предполагает:
• Создание единой воспитательной атмосферы школы, которая способствует успешной
социализации и личностному развитию ребенка, педагога, родителя в условиях
реализации ГОС.
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности, для охраны здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в

различных сферах социально значимой деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней
образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических
технологий и методик воспитательной работы;
• Развитие различных форм ученического самоуправления;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в
школе;
Приоритетные направления в воспитательной работе
на 2021-2025 учебный год
1. Интеллектуально – познавательное (реализация программы «Лестница моего
успеха»):
− формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как
основы новой социальной ситуации развития;
− формирование интеллектуальной
культуры, развитие
кругозора и
любознательности, в том числе посредством предметных недель;
− формирование и развитие познавательной мотивации обучающихся;
− организация научно-исследовательской деятельности;
− реализации творческого потенциала обучающихся посредством дополнительного
образования и внеурочной деятельности;
− мотивация на участие в конкурсном движении по своему направлению, как на
уровне Школы, так и на уровне поселка, региона, России и т. д.
2. Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения:
− научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего
существования, ценности своего существования и ценности существования
других людей;
− повышение ответственности у обучающихся за свое поведение и поступки в
школе, семье и в обществе;
− формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации
выбора.
− формирование основ правового просвещения;
− формирование основ грамотности безопасности жизнедеятельности, в том числе
и средствами отряда ЮИД;
− формирование основ экономической грамотности, социальных
взаимоотношений.
3. Спортивно –оздоровительное:
− формирование санитарно-гигиенических навыков и культуры сохранения и
совершенствования здоровья.
− развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством участия
ВФСК ГТО
4. Гражданско - патриотическое:
− воспитание у обучающихся чувства любви к Родине;
− формирование гражданской ответственности и уважения к своей малой Родины;

−

формирование чувства гражданственности, национального самосознания,
уважение к культурному наследию России
− воспитание уважения к истории, к народной памяти,
− формирование жизненных идеалов посредством популяризация подвига
советского солдата в Великой Отечественной войне.
5. Трудовое, профориентационное (реализация дорожной карты проекта «Успех
каждого ребенка» Средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД»):
− отработка навыков позитивного учебного поведения;
− вооружение основными навыками самообслуживания;
− помощь школьникам в поиске профессионального пути и формированию у них
обоснованного профессионального намерения посредством онлайн уроков на
сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория».
6. Досуговая деятельность:
− Формирования навыков организации культурно-развивающего досуга;
− развитие интереса к внеклассной деятельности;
− участие в реализации Всероссийского, регионального и муниципального
календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и

национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской
истории и культуры.
7. Самоуправление (реализация программы «Время выбрало нас»)
– реализация прав учащихся на управление образовательной организацией в
соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ» (2012г.);
– развитие разных форм детского самоуправления, в том числе и ученического с 1
по 11класс;
– поддержка социальных инициативы и достижений обучающихся, в том числе и
посредством РДШ;
– воспитание чувства гордости за родную школу через формирование
положительного имиджа и престижа Школы;
– поддержка инициатив по созданию новых традиций в рамках уклада школьной
жизни.
8. Семейное:
− вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
− участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
9. Работа с классными руководителями:
− реализация методических рекомендаций по организации работы педагогических
работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных
организациях;
− формирование интереса и стремлений классного руководителя к активной
творческой деятельности в своем классе;
− формирование потребности классного руководителя в качественном проведении
любого внеклассного мероприятия;
− развитие коммуникативных умений педагогов, умение работать в системе
«учитель – ученик - родитель»;

− формирование методической и профессиональной грамотности классных
руководителей школы.
10. Контроль за воспитательным процессом:
− выявление степени соответствия воспитательного процесса целям и задачам
воспитания, которые стоят перед образовательной организацией.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.

Календарный план воспитательной работы
на 2021-2022 учебный год
начальное общее образование
Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Дела

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

День знаний
Торжественная линейка
«Современная российская наука»
День солидарности в борьбе с
терроризмом

1-4

1 сентября

Заместитель директора
по ВР

1-4

3 сентября

Заместитель директора
по ВР

Мы помним о Блокаде

1-4

8 сентября

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

сентябрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Учитель музыки
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Всероссийский урок по
профориентации

1-4

Международный день пожилых
людей

1-4

1 октября

Международный день учителя

1-4

5 октября

Всероссийский урок
энергосбережения
#Вместе ярче

1-4

октябрь

Месячник по благоустройству

1-4

октябрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Международный день школьных
библиотек

1-4

октябрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

День народного единства

1-4

ноябрь

Международный День
толерантности

1-4

16 ноября

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

День матери в России

1-4

25 ноября

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Международный день инвалидов

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Смотр конкурс «Мы украшаем
школу»

1-4

декабрь

Рождественские встречи

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Ерофеевские забавы

1-4

15 января

Учителя физической
культуры
Классные руководители

Декада начальной школы

1-4

февраль

Заместители директора
по УВР, по ВР
Классные руководители

Всероссийская массовая лыжная
гонка «Лыжня России – 2022!»
Международный день родного
языка (21 февраля)

1-4

февраль

1-4

февраль

Учителя физической
культуры
Классные руководители

Фестиваль строя и песни

1-4

21 февраль

Заместитель директора
по ВР
Учителя ФК
Классные руководители

Международный женский день
(8 марта)

1-4

март

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

День космонавтики.
Гагаринский урок «Космос - это
мы».

1-4

апрель

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

15 апреля

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Учитель музыки
Классные руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР

День культуры

1-4

Месячник по благоустройству

1-4

апрель

Фестиваль «Салют Победы»

1-4

май

4

май

1-4

май

«До свидания, начальная школа!»
Последний звонок

Классные руководители

Организация участия школьников в
олимпиадах, в том числе в интернетолимпиадах
по
различным
направлениям науки и техники,
использование сетевых интернетресурсов
для
самореализации
учащихся

1-4

в течение
учебного года

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Модуль «Школьный урок»
Ориентиров
очное время
Дела
Классы
Ответственные
проведения
Согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников
Модуль «Классное руководство»

Дела

Классы

Ориентиров
очное время
проведения

Ответственные

МО «Планирование воспитательной
работы на 2021– 2022»
Методическая помощь начинающим
классным руководителям

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Тематические консультации для
классных руководителей

1-4

октябрь

Мониторинг посещаемости
учащимися библиотечного фонда
школы

1-4

октябрь

Проведение расширенного МО
классных руководителей для
подведения промежуточных итогов
воспитательной деятельности классов
и школы.

1-4

октябрь

Заместители директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей
Заместители директора
по ВР
Заведующая
библиотекой
Заместители директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей

Выборочная проверка рабочей
документации
классных
руководителей:

1-4

октябрь

Заместители директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей

1-4

октябрь

Проверка дневников учащихся по
классам и параллелям с последующим
анализом состояния документа

1-4

ноябрь

Мониторинг состояния работы с
родителями учащихся:
Контроль работы классных и
общешкольного родительских
комитетов

1-4

декабрь

Заместители директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей
Заместители директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей
Классные руководители

1-4

декабрь

Администрация школы

Проведение расширенного МО
классных руководителей для
подведения промежуточных итогов
воспитательной деятельности классов
и школы.

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей

Выборочная проверка рабочей
документации классных
руководителей:

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР

✓ Личные дела класса
✓ Календарное планирование на
четверть и на год
✓ Журнал инструктажа учащихся
по ТБ во время проведения
экскурсий и других внеклассных
и внешкольных мероприятий
✓ Проверка дневников учащихся по
классам
и
параллелям
с
последующим
анализом
состояния документа
Мониторинг состояния работы с
родителями учащихся.

✓ Календарное планирование на
четверть и на год
✓ Журнал
инструктажа
учащихся по ТБ во время
проведения
экскурсий
и
других
внеклассных
и
внешкольных мероприятий
✓ Проверка дневников учащихся
по классам и параллелям с
последующим
анализом
состояния документа

Проверка дневников учащихся по
классам и параллелям с последующим
анализом состояния документа

1-4

декабрь

Классные руководители

Проведение расширенного МО
классных руководителей для
подведения промежуточных итогов
воспитательной деятельности классов
и школы.
Выборочная проверка рабочей
документации классных
руководителей:

1-4

март

1-4

март

Заместитель директора
по ВР
Председатель МО
классных
руководителей
Заместитель директора
по ВР

1-4

март

Заместитель директора
по ВР

Проверка дневников учащихся по
классам и параллелям с последующим
анализом состояния документа
Журнал инструктажа учащихся по ТБ
во время проведения экскурсий и
других внеклассных и внешкольных
мероприятий

1-4

март

Классные руководители

1-4

март

Заместитель директора
по ВР
Педагог ОБЖ

✓ Сдача отчётов о проведённой
воспитательной работе за
прошедший
год,
полного
анализа
деятельности
классного
руководителя,
постановка целей и задач на
следующий учебный год.
✓ Оформление
классной
документации.
✓ Подготовка списков учащихся
на осенний медосмотр.
✓ Подготовка общешкольного
информационноаналитического отчёта по
воспитательной работе.
Тематические консультации для
классных руководителей:

1-4

май-июнь

Заместитель директора
по ВР

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР

✓ Календарное планирование на
четверть и на год
✓ Журнал инструктажа
учащихся по ТБ во время
проведения экскурсий и
других внеклассных и
внешкольных мероприятий
✓ Проверка дневников учащихся
по классам и параллелям с
последующим анализом
состояния документа
Мониторинг состояния работы с
родителями учащихся:

✓ изучение государственных
символов Российской
Федерации
✓ защита прав ребенка
✓ основные формы и
направления работы с семьей
✓ развитие коллектива класса
✓ профилактика девиантного
поведения учащихся
✓ сотрудничество с
правоохранительными
органами
✓ тематика и методика
проведения классных часов
✓ анализ эффективности
воспитательного процесса в
классах
✓ открытые классные часы:
формы и методики
проведения, цели и задачи,
прогнозы и результаты.
Участие классных руководителей в
конференциях, семинарах, круглых
столах районного, регионального и
всероссийского уровня.

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Участие классных руководителей в
профессиональных
конкурсах
в
рамках ПНП «Образование»: «Сердце
отдаю детям», «Воспитать человека»,
«Лучший классный руководитель»,
«Лучший педагог доп. образования» и
др.

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР

Прохождение курсов повышения
квалификации для педагогов классных
руководителей,
специалистов воспитательной службы
и
педагогов
дополнительного
образования:

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР

Представление опыта воспитательной
работы классных руководителей и
школы на школьном сайте, а также в
социальных сетях и в других
Интернет-ресурсах с целью его
популяризации;

✓ На базе АМУРИРО;
✓ Интернет ресурсы;
Участие
в
мониторинговых
исследованиях
по
проблемам
воспитательной работы, проводимых
в районе

Посещение открытых мероприятий
по учебным предметам, анализ
воспитательных задач и целей с
последующим обсуждением

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР

Посещение уроков и предметных
недель, посвящённых учебным
предметам с последующим
обсуждением и анализом итогов
проведённых мероприятий;

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР

Мониторинги по классам и
параллелям:

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Социальный педагог

✓ Уровня воспитанности
учащихся;
✓ Уровня правовой
образованности учащихся;
✓ Уровня активности участия
учащихся во внеклассных и
внешкольных мероприятиях

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Дела

Классы

Ориентиров
очное время
проведения

Ответственные

Данный модуль реализуется в соответствии с учебными планами внеурочной деятельности
Модуль «Работа с родителями»

Дела
Участие в районном семейном
конкурсе по безопасности дорожного
движения «Родители-водители»
Мероприятия, направленные на
формирование компетентной
родительской общественности
школы:
✓ Участие родителей в
формировании Совета
родителей школы;
✓ Участие родителей в работе
Совета общеобразовательного
учреждения школы;
✓ Формирование
общешкольного
родительского комитета;
Организация знакомства родителей
со специальным курсом «Основы
религиозных культур и светской
этики»

Ориентиров
очное время
проведения

Ответственные

1-4

сентябрь

Ответственный за ПДД

1-4

сентябрь

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

4

сентябрь

Классные руководители

Классы

День открытых дверей

1-4

октябрь

День открытых дверей

1-4

ноябрь

Проведение спортивных праздников:
✓ «Папа, мама и я —
железнодорожная семья»
✓ «Семейные игры»
Международный
день семьи.
«Фестиваль открытых уроков».

1-4

январь

1-4

май

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Учителя физической
культуры
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

Знакомство родительской
общественности с нормативными
документами, регламентирующими
деятельность школы:
• Всеобщая декларация
прав человека,
• Декларация прав
ребёнка,
• Конвенция о правах
ребёнка,
• Конституция РФ,
• Семейный кодекс,
• Закон об образовании,
• Устав Средней
общеобразовательной
школы № 50 ОАО
«»РЖД с изменениями
и дополнениями.
✓ Работа родительского
лектория с привлечением
специалистов: работников
здравоохранения, психологов,
социологов, работников МВД,
прокуратуры и др.
✓ Работа Малого педсовета с
участием родителей по
коррекции поведения и
успеваемости учащихся,
склонных к нарушениям
различного характера
✓ Консультации для родителей
учащихся
по
вопросам
воспитания,
образования,
профориентации и др.
✓ Посещение
уроков
представителями
родительской общественности
✓ Встречи с администрацией
школы
и
учителямипредметниками для выработки
стратегии
совместной
деятельности по повышению
уровня
образованности
и
воспитанности учащихся
Проведение родительских собраний
различной воспитательной тематики:
✓ Роль семейных традиций и

ценностей в формировании у
подростков позиции здорового
образа жизни (сентябрь)
✓ Роль семьи и школы в
формировании у подростков

1-4

в течение
учебного года

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Социальный педагог
Педагог - психолог

1-4

в течение
учебного года

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители

навыков безопасного
поведения (декабрь)
✓ Трудовое воспитание и
профориентация в семье
(март)
✓ Этапы и итоги развития
классных коллективов в 20212022 учебном году (май)
✓ Дни открытых дверей для
родителей по графику
Контроль работы классных и
общешкольного родительских
комитетов.
Работа родительских комитетов
классов и школы:

1-4

в течение
учебного года

Заместители директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
Классные руководители
Заместители директора
по УВР

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР

1-4

Классные руководители
Модуль «Профориентация»
Дела

Классы

Ориентиров
очное время
проведения

Ответственные

Участие в федеральном проекте
«Успех каждого ребенка»
национального проекта
«Образование» на портале
«ПроеКТОриЯ»
Всероссийская акция " Урок цифры"

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР учителя
предметники

1-4

в течение
учебного года

Заместитель директора
по ВР учителя
информатики

Организация

1-4

В течение года Классные руководители

Поведение классных мероприятий
«Профессии РЖД наших родителей»

1-4

В течение года Классные руководители

Оформление информационных
листов о профессиях родителей
Организация и проведение экскурсий
на предприятия РЖД (очных и
заочных)

1-4

В течение года Классные руководители

1-4

В течение года Классные руководители

тематических

классных часов

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Ориентировочное
время
Дела
Классы
Ответственны
проведения
е

Организация работы социальной службы
школы:
✓ Утверждение планов работы
социального педагога
✓ Утверждение графика проведения
мероприятий, направленных на
сохранение и улучшение
социального климата в школьном
коллективе
Составление социального паспорта
школы на основании социальных
паспортов классов
Районная акция «Внимание – дети!»
Обновление информационных
материалов на стендах в холле школы,
классные уголки
«Правила дорожного движения»
Беседы:
Твой путь в школу (самый безопасный
маршрут).
Как мы знаем правила дорожного
движения.
Наш путь в школу и новые безопасные
маршруты.
Беседы и практические занятия:
Наш безопасный путь в школу.
Основные правила дорожного движения
на городских улицах.
Правила дорожного движения – закон
улиц и дорог.
Будь бдителен по дороге в школу.
Опасные ситуации на дороге.
Правила дорожного движения – закон
жизни.
Обязанности водителей, пешеходов и
пассажиров.
Конкурс детского творчества «Дорога и
мы»: школьный этап
Проведение занятия «Безопасный путь в
школу и домой», создание
индивидуальных маршрутов учащихся
Декада информационнопросветительских мероприятий,
направленных на противодействие
терроризму, экстремизму, фашизму.
Урок-беседа «Терроризм не имеет
границ»

1-4

август-сентябрь

Социальный
педагог
Педагогпсихолог

1-4

август-сентябрь

Заместитель
директора по
ВР
Ответственный
за ПДД
Классные
руководители

1-4

первая неделя
сентября

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители

Неделя безопасности детей и
подростков.
Урок окружающего мира о подготовке
детей и подростков к действиям в
условиях экстремальных и опасных
ситуаций (1-4 классы)
Тематическое занятие «Безопасность
несовершеннолетних в глобальной сети и
социуме»
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернете

1-4

первая неделя
сентября

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители

1-4

октябрь

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители

Неделя толерантности

1-4

ноябрь

1-4

ноябрь декабрь

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители

1-4

декабрь

Месяц правовых знаний
День прав человека. «Уроки правовой
грамотности»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция –
основной закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
борьбы с коррупцией»
Международный день прав человека
(10 декабря)

Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

День Конституции Российской
Федерации (12 декабря)

1-4

декабрь

Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

Организация и проведение выставок:
✓ Презентаций на тему «Мы разные
– мы вместе!»;
✓ Выставка поделок «Волшебный
мир бумаги».

1-4

ноябрь

Неделя безопасного интернета
«Безопасность в глобальной сети»
Профилактическая беседа - диалог с
учащимися «Безопасность в интернете»
Профилактическая беседа безопасность.
Административная и уголовная
ответственность»
Тематический урок «Интернет – друг
или враг?»
Декада ЗОЖ

1-4

1-4

апрель

Месячник медиации

1-4

апрель

февраль

февраль

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Учителя
физической
культуры
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

Единый день детского телефона
доверия

1-4

май

Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

Акция «Внимание дети!»
Единый день детской дорожной
безопасности

1-4

май

Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

Медико-социальное направление:
✓ Организация профилактических
бесед с учащимися о
формировании здорового образа
жизни
✓ Беседы о привычках, полезных и
вредных
✓ Беседы о режиме дня школьника
✓ Беседы и внеклассные
мероприятия, посвящённые

1-4

в течение
учебного года

Социальный
педагог
Педагогпсихолог
Классные
руководители

организации здорового питания
школьников
✓ Выпуск стенной газеты
«Здоровье- это здорово!»
✓ Профилактические мероприятия,
направленные на предупреждение
девиантного поведения
подростков
✓ Выявление учащихся, склонных к
противоправному поведению, и
коррекция дальнейшего поведения
✓ Организация Совета по
профилактике правонарушений
несовершеннолетних.
✓ Ведение внутришкольного учета
учащихся, склонных к
девиантному поведению,
коррекцонные мероприятия по
предотвращению правонарушений
✓ Выявление неблагополучных
семей и контроль за процессом
внутрисемейного воспитания
✓ . Проведение бесед с родителями и
учащимися по правовым вопросам
План работы Совета профилактики

1-4

в течение
учебного года

План работы Службы медиации

1-4

в течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Педагогпсихолог
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Педагогпсихолог
Классные
руководители

Календарь знаменательных дат на 2021-2022 учебный год
Дела
День солидарности в борьбе
с терроризмом (3 сентября)

Классы
1-4

Ориентировочное
время
проведения
3 сентября

Ответственны
е
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители

День начала блокады Ленинграда

1-4

8 сентября

День неизвестного солдата
(3 декабря)

1-4

декабрь

День Героев Отечества
(9 декабря)

1-4

декабрь

День прорыва блокады Ленинграда
(18 января)
День снятия блокады Ленинграда
(27 января)

1-4

январь

Неделя памяти блокады Ленинграда.
Уроки мужества ко дню снятия блокады
Ленинграда.

1-4

январь

Неделя воинской славы
День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества.
Патриотическое мероприятие,
посвящённое Дню памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества
«ЭХО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ».
День воссоединения Крыма
с Россией (18 марта)

1-4

февраль

1-4

март

День партизанской славы
(29 марта)

1-4

март

План по антитеррористическому
просвещению

1-4

В течение учебного
года

Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Педагог организатор
ОБЖ
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР
Социальный
педагог
Классные
руководители

План по патриотическому воспитанию

1-4

В течение учебного
года

Заместитель
директора по
ВР Педагогорганизатор
ОБЖ
Классные
руководители

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Дела

Классы

Организация экскурсий и классных
часов краеведческой тематики

1-4

Посещение поселковой библиотеки

1-4

Экскурсии в музеи, знакомства с
достопримечательностей города
(очно и онлайн)

1-4

Дела

Ориентировочное
время
проведения
В течение учебного
года по
индивидуальному
плану классных
руководителей
в соответствии с
планом классных
руководителей
в соответствии с
планом классных
руководителей

Модуль «Школьные медиа»
Ориентировочное
время
Классы
проведения

Съемка тематических видеороликов,
посвященных знаменательным датам и
значимым событиям школы.

Ответственные
Заместители
директора, по ВР
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители

Ответственны
е
Классные
руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».