УП НОО РЖД лицей № 17 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Учебный план РЖД лицея №17, реализующего основную образовательную программу
ОООП НОО (далее - учебный план), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их
изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков,
по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80 %,
а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, — 20 % от общего объёма. Объём
обязательной части программы начального общего образования, реализуемой в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует
действующим санитарным правилам и нормативам.
РЖД лицей №17 самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной
и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная
деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другие). Во время
занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных
для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки

обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в РЖД лицее №17. РЖД лицей №17
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие обучающихся.
РЖД лицей №17 определяет формы организации образовательной деятельности,
чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
Для начального уровня общего образования выбран вариант 1 из ФООП НОО:
для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке (5дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1 и 2;
Вариант 1
Предметные
области

Учебные предметы
классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное
чтение

4

4

4

4

16

Иностранный
язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

Обязательная
часть
Русский язык и
литературное
чтение

Обществознание
и естествознание Окружающий мир
(Окружающий
мир)

Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
культур и светской
светской этики
этики

-

-

-

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Искусство

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

2

2

2

2

Итого

20

22

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Математика (наглядная геометрия)

1

1

1

0

3

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

Рекомендуемая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

21

23

23

23

90

Физическая
культура

Физическая
культура

Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными
правилами и гигиеническими
нормативами

22

23

8
87

При реализации федерального учебного плана количество часов на физическую
культуру составляет 2, третий час реализуется за счет, часов внеурочной деятельности и
(или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных
клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
В учебном плане РЖД лицея №17отражаются и конкретизируются основные
показатели учебного плана:
■ состав учебных предметов;
■ недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам;
■ максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с
учётом деления классов на группы;
■ план комплектования классов.
Объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования составляет 1320 академических часов за четыре года
обучения с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
РЖД лицей №17.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов

внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые
студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
спортивные клубы, общественно полезные практики и другие.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта).
В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может
заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЖД ЛИЦЕЯ №17, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям,
режим работы - 5-дневная учебная неделя с учетом законодательства Российской
Федерации.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Учебный год начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в
этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в
этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность

учебных

четвертей

составляет:

I четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов);
II четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов);
III четверть - 11 учебных недель (для 2-4 классов),
10 учебных недель (для 1 классов);
IV четверть - 7 учебных недель (для 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней
(для
1—4
классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней
(для
1-4
классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-4
классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока 40 минут,
Продолжительность перемен между уроками составляет10 минут, большой
перемены (после 2,3 урока) - 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять 20 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе
развития.

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5
уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии:
в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4
урока в день по 35 минут каждый;
в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
Занятия начинаются 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Учебный год обучения делится на 4 четверти.
Учебные занятия организуются в две смены.
Расписание звонков:
1 смена
(1-е, 3-и
классы)

2 смена
(2-е, 4-е
классы)

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

Звонки

Перемены

8.00-8.40
8.50-9.30
9.50-10.30
10.50-11.30
11.40-12.20
12.40-13.20
13.30-14.10
14.30-15.10
15.30-16.10
16.20-17.00

10
20
20
20
10
10
20
20
10
10

Общий режим работы школы:
Школа открыта для доступа в течение 6 дней в неделю с понедельника по субботу,
выходным днем является воскресенье.
В праздничные дни, установленные законодательством РФ, образовательное
учреждение не работает.
В каникулярные дни общий режим работы школы регламентируется приказом
директора и устанавливается особый график работы.
Годовой
календарный
документами:

учебный

график

регламентируется

следующими

Приказы директора школы:
• О режиме работы школы на учебный год;
• Об организации питания;
• об организованном окончании четверти, полугодия, учебного года;
• о работе в выходные и праздничные дни.
Расписания:
• учебных занятий;
• занятий дополнительного образования (кружки, секциии т.д.)
Графики дежурств:
• классных коллективов;
• педагогов на этажах, в столовой школы;
• дежурных администраторов.
Должностные обязанности:
• дежурного администратора;
• дежурного учителя.
Графики работы специалистов
Нормативные документы:
• Положение о режиме работы частного общеобразовательного учреждения РЖД
лицея №17.
3.3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение
общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) поддержка
детских
объединений,
формирование
умений
ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения РЖД лицей №17 учитывает:

—особенности РЖД лицей №17(условия функционирования, тип школы, особенности
контингента, кадровый состав);
—
—
—

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий
и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды РЖД лицея №17, национальные и
культурные особенности региона, где находится образовательная организация.

Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение

При отборе направлений внеурочной деятельности РЖД лицей №17 ориентируется на
особенности
функционирования,
психолого-педагогические
характеристики
обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.
Общий объём внеурочной деятельности 6 - 10 часов в неделю.
Один час в неделю (каждый понедельник) отводится на внеурочное занятие «Разговоры
о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности РЖД лицея №17
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская
деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
3. Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных

мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося,
его познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
—целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
— преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
—учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
—использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формы организации внеурочной деятельности РЖД лицея №17 - это учебные курсы и
факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные
мероприятия, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и
другие.
К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта, находящиеся в пределах Амурской
области и Забайкальского края.
При организации внеурочной деятельности в РЖД лицее №17 принимают участие все
педагогические работники организации (учителя начального общего образования,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели,
библиотекарь, педагог – организатор и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, основной учитель, ведущий класс начального общего образования, заместитель
директора по учебной работе
начальных классов, заместитель директора по
воспитательной работе, педагог – организатор.
Основные направления внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
«Школьный спортивный клуб (баскетбол, волейбол, гимнастика)»
Форма организации: факультатив; лаборатория здоровья.
«Движение есть жизнь!»
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.
Проектно-исследовательская деятельность
Тема проектов:
«История родного края»
2.

Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения
работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и
интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к
«малой Родине».
Форма организации: факультативный курс краеведения; творческие проекты
«Достопримечательности родного края».
«Мир моих интересов» (общепредметный уровень)
3. Коммуникативная деятельность
«Тайны русского языка»
Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности,
культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности
работать в команде.
Форма организации: творческая студия
Художественно-эстетическая
творческая
деятельность
«Рукоделкино
(технология)»
«Чудеса в ладошках» (в рамках дополнительного образования
Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование
умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала,
развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и
уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские; выставки творческих работ.
«Танцы»
Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений
под музыку; способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов,
постановка концертных номеров.
«Школьный театр «Путешествие в сказку»
Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений
импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих
способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.
«Кисточка» (изобразительное искусство)(в рамках дополнительного образования)
Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к
изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным
произведениям средствами книжной иллюстрации.
Форма организации: творческая мастерская; конкурсы рисунков; выставки работ
участников.
«Вокальный практикум» (музыка)
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном
творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения,
способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и
жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия,
студия народных инструментов.
4.

5.

Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных

мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося,
его познавательные интересу и способности к самообразованию.
План внеурочной деятельности
Составляющие внеурочной деятельности

1
класс
Обязательная часть

Занятия «Разговоры о важном»

1

Формирование функциональной грамотности
1
(по модулям – читательская, математическая,
естественно-научная, финансовая)
Вариативная часть
Дополнительное изучение учебных предметов
(углубленное изучение, историческое
просвещение)
Тайны русского языка (русский язык)
1

2
класс

3
класс

4
класс

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Занимательная математика (математика)

-

-

-

1

«Мир проектов» (история)

1

-

1

1

1

1

1

1

1

-

Школьный спортивный клуб (баскетбол,
волейбол, гимнастика)
Танцы
«Мир моих интересов» (общепредметный
уровень)
Юный железнодорожник (профориентация)

1
-

2
-

Орлята России

-

1

1

-

1
-

1

Кукольный театр
РДДМ
1
Спортклуб РДДМ
1
Дополнительное образование (0,25)
Кисточка (изобразительное искусство)

1

1

1

1

Рукоделкино(технология)

1

-

-

-

Чудеса в ладошке (технология)

-

1

1

1

ИТОГО:

8

8

10

10

Итого к тарификации

6

6

8

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».