17_ООП ПКО ржд ЛИЦЕЯ № 17 2023-2024

Пояснительная записка
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года», государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 2018 -2025 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, и
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996 -p, в OAO «РЖД» реализуются мероприятия, направленные на предоставление
качественного образования, воспитание всесторонне развитых и патриотически
настроенных граждан.
Основная образовательная программа основного общего образования РЖД
лицея № 17 на 2023 – 2028 годы (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с
требованиями обновленного федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (далее –ФГОС ООО), утверждённым
ПриказомМинистерства просвещения РФ “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования” от 31
мая 2021 г. № 287, примерной основной образовательной программы основного
общего образования (далее – ПООП ООО), одобреннойрешением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от
18.03.2022 г. и программы развития учреждения на 2020 – 2025 годы. Приложением
ООП ООО является Основная общебразовательная программа профильного
кадетского образования (далее – ООП ПКО), целью которой является ранняя
профессиональная ориентация учащихся на инженерные специальности, в том числе
на специальности железнодорожного транспорта.
Актуальность программы. Р Ж Д ли ц е й № 17 , реализуя не только
общеобразовательные, но и дополнительные общеразвивающие программы, а также,
обеспечивая интернатное проживание детей, дает старт кадровому обеспечению
компании ОАО «РЖД». Соответственно все более значимой становится подготовка
выпускников школы, обладающих
знаниями,
моральными
принципами,
гражданственностью, патриотизмом, качествами личности, присущими человеку
постиндустриального общества. В последние годы в школах компании ОАО
«РЖД» усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского,
патриотического воспитания. В формировании такой системы может быть
использован имеющийся в стране опыт деятельности кадетских школ, училищ,
направленных на подготовку учащихся к военной или иной государственной
службе, с учетом особенностей деятельности компании ОАО «РЖД», ее кадровой
потребности.
Новизна
программы.
Профильное
кадетское
образование
будет
осуществляться в 5-9 классах в школе с пришкольным интернатом с круглосуточным
проживанием учащихся.

Пилотная реализация программы будет осуществлена на базе школ компании
ОАО «РЖД», расположенных в Дальневосточном и Уральском федеральных округах.
Выбор округов обусловлен региональной потребностью в восполнении кадрового
дефицита в связи с оттоком квалифицированных рабочих и инженерных кадров. В
дальнейшем профильное кадетское образование будет масштабировано путем
распространения на другие школы компании.
Организация профильного кадетского класса не предусматривает
создания либо реорганизации юридического лица, она будет осуществляться
путем внесения изменений в структуру, содержание и организацию образовательного
процесса по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования. Одновременно в профильных кадетских классах будут реализовываться
дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие
инженерного творчества, креативного мышления, выработку навыков командной
работы, духовное, нравственное, патриотическое воспитание.
Основная цель профильного кадетского образования — обеспечение
доступности качественного образования, соответствующего задачам развития
железнодорожной отрасли и железнодорожного транспорта.
Задачи профильного кадетского образования: Основными задачами
реализации ООП ООО и ООП ПКО РЖД лицея № 17 являются:
1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
2. формирование профориентационных навыков, необходимых для
дальнейшего обучения по программам основного общего образования, среднего
общего образования;
3. обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
4. становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
5. обеспечение преемственности основного общего и основного общего
образования;
6. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми
с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
7. обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования;
8. выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно полезной деятельности,

профильного кадетского класса;
9. организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
10. участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
11. использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
12. предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
13. включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (поселка, района, области, ОАО «РЖД», РФ).
14. повышение
престижности
инженерных
специальностей и
обеспечение
условий
осознанного
выбора
выпускниками
направлений
профессиональной деятельности;
15. обеспечение
высокого
уровня
естественнонаучной,
физикоматематической и технологической подготовки;
16. подготовка учащихся в соответствии с запросами образовательных
организаций высшего
образования,
осуществляющих
подготовку кадров в
интересах OAO «РЖД»;
17. воспитание
духовных, нравственных, патриотических начал,
преодоление проявлений асоциального поведения;
18. развитие
способностей, необходимых для успешной работы
в различных областях.
19. формирование
широкой технологической культуры будущих
инженеров, направленной на инновационное развитие.
Ожидаемые результаты реализации ООП ПКО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического
воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического

воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
Метапредметные результаты включают:
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность
к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности
и организации
учебного сотрудничества с педагогическими
работниками
и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение овладевать:
—универсальными учебными познавательными действиями;
—универсальными учебными коммуникативными действиями;
—универсальными регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями
предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной
деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта ФГОС
определяет предметные результаты освоения программ основного общегообразования
с учетом необходимости сохранения фундаментального характераобразования,
специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешногопродвижения
обучающихся на следующем уровне образования.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения
учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на
применениезнаний и конкретные умения;
определяют минимум содержания гарантированного государством основного
общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;

определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Родной язык
(русский)», «Родная литература (русская)», «Английский язык», «Немецкий язык»,
«Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык», «История»,
«Обществознание», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Технология»,
«Физическая
культура»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» на базовом уровне;
определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика»,
«Химия», «Биология» на базовом и углубленном уровнях;
усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и
мира в целом, современного состояния науки.
Профориентированные результаты
Сформирована личность выпускника школы, социально ориентированного,
мотивированного к сознательному выбору и осуществлению трудовой деятельности
по инженерным специальностям, в том числе в области железнодорожного
транспорта.
У выпускника школы сформированы практико-ориентированные компетенции в
сотрудничестве с заказчиками — потенциальными работодателямивыпускников.
Проведена актуализация духовных, нравственных, патриотических начал в
жизнедеятельности учащихся.
Организовано
взаимодействие
кадетского
класса
с
учреждениями
дополнительного
образования,
учреждениями
культуры,
общественными
организациями в целях создания открытого образовательного и социального
пространства.
Создан комплекс учебно-методических и дидактических материалов,
обеспечивающих
реализацию
общеобразовательных
программ
инженернотехнологического профиля с расширенным изучением физико-математических и
прикладных образовательных областей.
Повышен уровень профессиональной компетенции учителей.
Внедрено платформенное решение для развития системы непрерывного
образования «школа — колледж — университет — предприятие».
Направленность программы – общебразовательная с углубленным изучением
отдельных предметов математики, физики, информатики, химии, биологии.
Возрастные особенности учащихся 5-9 классов. В возрасте 11-15 лет у детей
появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность
в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том
числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии. Этой
потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности
у учащихся средних классов. Программа ООП ПКО дает возможность разработки
индивидуального учебного плана для обучающихся (продвинутого уровня).
Срок освоения программы – 5 лет
Объем часов – не менее 5058 и не более 5549

Недельная нагрузка – 157 часов
Форма обучения – очная с применением дистанно-информационых технологий и
сетевого взаимодействия с Кванториумом, опорными школами, детскими железными
дорогами,
железнодорожными
ВУЗами,
руководителями
и
работниками
железнодорожных предприятий.
Режим обучения – пятидневная рабочая неделя, по четвертям, каникулярное
время не менее 30 дней в год. Начало занятий – 8-00, окончание 17-00
Продолжительность урока 40 минут, продолжительность перемены 10 - 20
минут, продолжительность перерыва между учебной и внеурочной деятельностью не
менее двух часов.
Продолжительность внеурочного занятия 40 минут
Периодичность занятий согласно расписания уроков, расписания внеурочной
деятельности
Состав кадетского класса – до 25 человек
Формирование
профильного
кадетского
класса
проводится на
конкурсной основе в целях отбора наиболее способных учащихся, подготовленных к
освоению образовательных программ повышенного уровня сложности. В профильный
кадетский класс смогут поступать наиболее способные и одаренные дети, желающие
получить углубленную инженерную подготовку, имеющие высокие результаты по
профильным предметам.
В
рамках
конкурсного
отбора
проводится тестирование по
профильным предметам и профориентационная диагностика. По результатам
конкурсных испытаний будет формироваться рейтинговый список учащихся,
содержащий:
результаты успеваемости по итогам предыдущего учебного года; результаты
конкурсных испытаний по профильным предметам; результаты профориентационной
диагностики;
портфолио учащегося (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научнопрактических конференциях, иных мероприятиях развивающего характера).
Право на зачисление в профильные классы без прохождения конкурсных
испытаний предоставляется победителям и призерам региональных и федеральных
конкурсов, олимпиад по физике, математике, информатике.
Проводится постоянный анализ и мониторинг успешности учебной и
внеурочнойдеятельности учащихся профильных кадетских классов.
Обобщенная оценка личностных результатов учебной и внеучебной
деятельности учащихся осуществляется в ходе различных мониторинговых
исследований, атакже при проведении промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в виде письменных работ на каждом
уровне обучения, итоговая аттестация в виде экзаменов по профильным предметам
(не менее двух) и отчета о проектной деятельности в 9 классе. Промежуточная
аттестация считается успешной в случае отсутствия неудовлетворительных оценок по
всем общеобразовательным
предметам в 5- 8 классах, итоговая аттестация - при
успешной сдаче экзаменов по профильным предметам и утвержденном отчете о
проектной деятельности в 9 классе.
В случае неуспешности обучения в профильном кадетском классе

(невыполнения в полном объеме учебной
нагрузки,
пропусков
без уважительной причины более 10% учебного времени, а также, если учащийся по
состоянию здоровья пропустил большое количество занятий, не был аттестован и не
ликвидировал задолженность, в установленный срок), учащиеся могут быть
переведены в непрофильный класс решением педагогического совета школы.
Перевод в непрофильный класс также будет осуществляться по желанию учащегося
или его родителей (законных представителей).
Пояснительная записка к учебному плану
Для основного общего образования выбран 1 вариант примерного недельного
учебного плана: для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется
на русском языке для 5-дневной.
В часть, формируемую образовательным учреждением, внесена техническая
составляющая интегрированные курсы «История вселенной», «История науки и
техники» - 6 часов. Стимы «Вода», «Энергия», «Гидродинамика, бионика»,
«Анатомия человека». Профориентационная составляющая и воспитательнопатриотическая составляющая внесены в план внеурочной деятельности и план
воспитательной работы.
Реализация плана внеурочной деятельности будет осуществляться через сетевое
взаимодействие с ведущими профильными вузами и колледжами (в том числе с
использованием дистанционного обучения), предприятиями компании и детскими
железными дорогами.
Преподаватели вузов будут проводить занятия по вопросам, которые вызывают
наибольшее затруднение у учащихся при прохождении государственной итоговой
аттестации, лекции о возможностях прикладного применения знаний по математике,
физике, информатике.
Формирование практико-ориентированных компетенций будет осуществляться
совместно с заказчиками — потенциальными работодателями выпускников.
Предприятия компании и ДЖД будут участвовать в проведении экскурсий и
исследовательских проектов, направленных на изучение железнодорожной отрасли.
Будет организовано взаимодействие профильных кадетских классов с учреждениями
дополнительного
образования,
учреждениями
культуры,
общественными
организациями.
Будет создан комплекс новых учебно-методических и дидактических
материалов, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программинженернотехнологического профиля с расширенным изучением физико- математических
и
прикладных
образовательных
областей.

Учебный план профильного кадетского класса5-9 классы
(пятидневная учебная неделя)
Учебные предметы
курсы
Классы

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Русский язык и
литература

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранные языки
Математика и
информатика

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

Предметные области
Обязательная часть

Общественно-научные
предметы

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и статистика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

2

2

2

2

10

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

История

2

Обществознание
География

Естественно-научные
предметы

10

1

Физика
Химия
Биология
Изобразительное

1

1

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Технология

2

2

2

1

1

8

Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

2

2

2

2
1

2
1

10
2

26
Часть, формируемая участниками образовательных 3
отношений
1
Информатика

28
2

30
2

31
2

32
1

147
10

ОДНКНР
«Юный исследователь» (биология)
Математическое моделирование
Экспериментальная физика
Черчение и 3д моделирование

0,5
0,5
1

0,5

Учебные недели

34

Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

Всего часов
986
Рекомендуемая недельная нагрузка (при 5-дневной 29
неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 29
дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами

3
4

1

3
0,5

0,5

1

0,5
1

1

0,5

34

34

34

34

34

1020
30

1088
32

1122
33

1122
33

5338
157

30

32

33

33

157

План внеурочной деятельности 5-9 профильные кадетские классы (пятидневная
учебная неделя)
Образовательная программа основного общегообразования
Составляющиевнеурочной
деятельности
Обязательная часть
Занятия «Разговоры о важном»
Формирование функциональной грамотности (по
модулям – читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая внедрена в урочную
деятельность)
Профориентационная работа «Мир профессий (ранняя
профориентация)»
Профориентационная работа «Я и моя профессия»
Вариативная часть
Углубленное изучение отдельных предметов
История Вселенной (историческое просвещение)

5 класс 6 класс 7 класс 8
класс

9 класс

1

1

1

1

1

История науки и техники (историческое просвещение)
Стим «Вода»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
Стим «Энергия»
1
Стим «Гидродинамика»
1
Стим «Анатомия человека»
1
Стим «Биоинформатика»
1
Комплексный анализ текста (русский язык)
1
1
Робототехника
1
1
1
Программирование
1
1
1
1
1
Спортивный клуб (баскетбол, волейбол, гимнастика)
Шахматы (техническая составляющая)
1
1
1
1
1
Коллективные проекты на базе детских технопарков «Кванториум», детских железных
дорог, БМШ
8
8
9
9
9
ИТОГО:
Воспитательновоспитательный
составляющей

патриотическая
составляющая
в Экскурсии и исследовательские
план
по
профориентационной проекты по истopии железных дорог
(совместно с музеями,
предприятиями и ДЖД):
первы жел
роль железн персп
ев
езн
железн ые
ектив
дороги ы
мире и ые
ых
в
дор
дорог в
развит
настоя ия
России оги
в
железн в
желез
Велик щее
время ных
ой
ые
XX
дороги веке Отечес
дорог
твен
ной
войне
Добрые дела

«Моя эколог благотворите волонт
семья» ичес льная
ерство
(истор кие
ярмарка
(в
ии,
акции
библи
семей
отеке,
ные
детско
ценнос
м
ти)
доме,
больн
ице)

Материально-техническое обеспечениепрофильного кадетского класса
В настоящее время в школе создана современная материально-техническая база.
В то же время реализация профильного кадетского образования потребует расширения
и дополнения материально- технического обеспечения, в том числе лабораторного,
демонстрационного и экспериментального оборудования:
1)
для
реализации
раздела
«Техническая
составляющая»
общеобразовательных программ:
интерактивное демонстрационное оборудование (интерактивные панели или
smart-дocкu);
учебно-лабораторные наборы для учеников и педагогов по физике,химии,
биологии;
2) для реализации раздела «Профориентационная составляющая»
общеобразовательных программ:
компьютерное оборудование;
программное обеспечение для проведения профильного тестирования;
расходныематериалы для реализации прототипов проектов;
3)
для реализации раздела «Воспитательно-патриотическая
составляющая» общеобразовательных программ:
спортивный инвентарь для зала; оснащенная уличная спортивная площадка;
звуковоеоборудование актового зала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».