1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"» от 24.06.2001 г. №120 ФЗ (в ред. федеральных законов от 13.01.2001 №1 – фз, от 07.07. 2003 №111 –фз, от 29.06.2004 №58 – фз), Законом РФ "Об образовании", ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейным кодексом РФ, нормативно-правовыми актами и Уставом частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 17». 1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный учет и снятия с учета обучающихся и их семей. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним. Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - внутришкольный учет), - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: - предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; - выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся; - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Основные цели и задачи 2.1. Внутришкольный учет ведется с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся, семейного неблагополучия. 2.2. Основные задачи: • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; • своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству; • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; • оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей. 3. Организация деятельности внутришкольный учет или снятию с учета по постановке на 3.1. Решение о постановке на внутришкольный учет или снятии с учета принимается на заседании Совета профилактики лицея. 3.2. Постановка или снятие с внутришкольного учета осуществляется по представлению классного руководителя, социального педагога. 3.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учет заместителю директора по воспитательной работе представляются следующие документы: 1) Характеристика несовершеннолетнего; 2) Акт обследования материально-бытовых условий семьи (при необходимости); 3) Сообщение из ПДН или Постановление КДН; 4) Заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об оказании им помощи (при необходимости); 3.4. На заседании Совета профилактики лицея обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица. 3.5. Классный руководитель приглашает родителей на заседание Совета профилактики по вопросу постановки на внутришкольный учет их несовершеннолетнего ребенка, а также доводит решение Совета профилактики до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учета. 3.6. Социальный педагог ведет банк данных учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, ПДН. 3.7. Социальный педагог ежемесячно проводит сверку списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, ПДН. 4. Основания для постановки на внутришкольный учет 4.1. Основания для постановки на внутришкольный учет несовершеннолетних исходят из статей Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: 4.1.1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 10 дней). 4.1.2. Неуспеваемость учащегося по учебным предметам. 4.1.3. Социально-опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность. б) бродяжничество или попрошайничество. 4.1.4.Употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение. 4.1.5.Участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности. 4.1.6. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 4.1.7.Систематическое нарушение внутреннего распорядка лицея (систематическое невыполнение д/з, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетради, разговоры на уроках и др.). 4.1.8.Систематическое нарушение дисциплины в школе (драки, грубость, сквернословие и др.) и Устава образовательного учреждения. 4.2. Основания для постановки на внутришкольный учет семьи, в которой родители (законные представители): 4.2.1.Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. 4.2.2.Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). 4.2.3.Допускают в отношении своих детей жестокое обращение. 4.2.4.Имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в образовательном учреждении. 4.2.5.Состоят на учете в КДН, ПДН. 5. Основания для снятия с внутришкольного учета 5.1. Позитивные изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца), указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося. Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся: - окончившие государственное образовательное учреждение; -сменившие место жительство и перешедшие в другое образовательное учреждение. 5.2. Поступившие данные о снятии несовершеннолетнего, его родителей с учета в КДН, ПДН. 6. Порядок проведения индивидуальной профилактической работы Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Классный руководитель совместно с социальным педагогом и педагогом – психологом совместно разрабатывают план индивидуальной профилактической работы с данным несовершеннолетним. На учащегося заводится карточка индивидуального изучения и учета подростка. Карточка ведется социальным педагогом, классным руководителем совместно, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. Классный руководитель проводит профилактическую работу и контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним (пропуски уроков, нарушения дисциплины) родители ставятся в известность классным руководителем. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики где рассматриваются вопросы: • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, не работал на уроках). Совет профилактики имеет право ходатайствовать перед администрацией школы: • о вынесении выговора учащимся; • о вынесении благодарности учащимся; • о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося во время каникул; • об установлении срока сдачи задолженностей по предметам и осуществлении контроля за их выполнением; • о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года для несовершеннолетнего, находившегося на длительном лечении или находящегося в социально опасном положении; • ходатайствовать перед психолого-медико-педагогической комиссией о необходимости обследования учащегося с целью составления для него индивидуального учебного плана и психолого-медико-педагогического сопровождения. Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом, с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, администрация школы обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в органы профилактики. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой лицеем, сами не занимаются проблемами ребенка, администрация лицея выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних: • о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности; • об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; • о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; • об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ «Об образовании»; • о постановке учащегося на учет в ПДН. Для этого требуется определенный набор документов: • ходатайство; • характеристика на несовершеннолетнего; • копии актов посещения семьи; • общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей (если материал очень большой, тогда необходимо объединить характеристику со справкой о профилактической работе в один документ - характеристику несовершеннолетнего). На заседание Совета профилактики классный руководитель, социальный педагог оформляют представление на снятие с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего, на заседание приглашаются уведомлением родители. В некоторых случаях на Совете профилактики может быть вручена благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом лицея.