Положение об ученическом самоуправлении в РЖД лицее № 17 2024

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела
Стр.
1.
Общие положения
3
2.
Цели и задачи ученического самоуправления
4
3.
Право учащихся на осуществление ученического
5
самоуправления
4.
Поддержка ученического самоуправления администрацией и
5
педагогическим коллективом школы
5.
Организация работы школьного самоуправления
5
6.
Органы школьного ученического самоуправления
6
6.1.
Ученический совет лицея
6
6.1.1.
Президент ученического совета лицея
7
6.1.2.
Секретарь ученического совета лицея
7
6.1.3.
Права и обязанности членов ученического совета
7
6.2.
Совет старост (Совет актива)
8
6.3.
Разновозрастные творческие комитеты
8
6.3.1.
Учебный комитет
8
6.3.2.
Спортивный комитет
9
6.3.3.
Культурно-массовый комитет
9
6.3.4.
Трудовой комитет
9
6.3.5.
Пресс-центр
9
6.4.
Старшеклассники-наставники
программы
социальной
9
активности учащихся начальной школы «Орлята России».
6.4.1.
Права и обязанности члена старшеклассников-наставников
9
программы социальной активности учащихся начальной
классов «Орлята России».
6.5
Совет участников-обучающихся (Совет первых) Движения 10
Первых
6.5.1.
Права и обязанности члена Совета первых
11
6.6.
Совет ВВПОД «ЮНАРМИЯ»
12
6.6.1.
Права и обязанности члена Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ»
12
6.7.
Хартия Большой перемены
13
6.7.1.
Права и обязанности члена хартии Большой перемены
13
6.8.
Классное самоуправление
14
6.8.1.
Организация работы классного самоуправления
13
6.8.2.
Функции классного самоуправления
14
6.8.3.
Роли классного самоуправления
14
7.
Документация и отчетность школьного ученического совета
16
8.
Порядок внесения изменений в положение
17
9.
Структура ученического самоуправления
18

1.

Общие положения

Самоуправление способствует формированию в РЖД лицее №17
демократических отношений между педагогами и обучающимися, защите
прав обучающихся, приобретению обучающимися знаний, умений и опыта
организационной и управленческой деятельности, воспитывает лидерские
качества, навыки общения, взаимодействия друг с другом.
Настоящее положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи»;
Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 19.05.1995 г. №85-ФЗ «Об общественных
объединениях»;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
Приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
Приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Уставом школы;
2

Уставом Общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодѐжи «Движение первых».
Самоуправление РЖД лицея №17 организуется в соответствии с
модулем «Самоуправление» рабочих программ воспитания и календарными
планами воспитательной работы на уровнях основного общего образования и
среднего общего образования.
Порядок формирования органов ученического самоуправления
определяется данным положением.
2. Цели и задачи ученического самоуправления
Цель создания и деятельности системы школьного самоуправления:
содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющейся
лицея, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование
социальных навыков, лидерских качеств, воспитание гражданственности,
ответственности, уважительного отношения обучающихся к правам других
людей, усиление роли обучающихся в решении вопросов школьной жизни.
Основными задачами самоуправления являются:
координация деятельности членов ученического самоуправления при
осуществлении совместных программ, проектов и инициатив;
защита прав и законных интересов детей и подростков, обучающихся
лицея;
осуществление
взаимодействия
с
администрацией
лицея,
педагогическим составом лицея в выработке решений в интересах членов
самоуправления;
стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив
обучающихся.
Деятельность ученического самоуправления строится на следующих
основных принципах:
добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность
и гласность;
приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих
ценностей;
неприятие
социальной,
классовой,
национальной,
идейной,
религиозной вражды и неприязни;
уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена
самоуправления;
коллегиальность принятия решений;
взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
свобода дискуссий, гласность работы самоуправления;
уважение мнений меньшинства и большинства.
3. Право учащихся на осуществление ученического
самоуправления
3

Обучающиеся лицея имеют равные права на осуществление
самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.
Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому
право на получение информации об их деятельности, возможность
ознакомиться
с
документами
и
материалами,
непосредственно
затрагивающими его права и свободы.
4. Поддержка ученического самоуправления администрацией и
педагогическим коллективом школы
Администрация лицея создает необходимые условия для становления и
развития ученического самоуправления и оказывает содействие
обучающимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.
Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные
руководители, учителя) оказывает органам ученического самоуправления, их
лидерам необходимую помощь, но не подменяет их.
Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или
предложением к органам ученического самоуправления, высказывать свои
замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления
принимают сами.
Педагоги не могут отменять решения органов ученического
самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах
самоуправления (самостоятельно или через директора школы).
5. Организация работы ученического самоуправления
Органы ученического самоуправления работают во взаимодействии с
администрацией, органами педагогического и родительского самоуправления,
а также с общественными организациями и другими самостоятельными
объединениями, существующими в школе.
Собрания и заседания органов ученического самоуправления проходят
открыто. Решения органов ученического самоуправления принимаются
открытым или тайным голосованием (по усмотрению обучающихся).
Решения принимаются простым большинством голосов, но мнение
меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.
В случае несогласия с решением органа ученического самоуправления
любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе
самоуправления.
Работа органов ученического самоуправления осуществляется гласно,
то есть коллектив должен быть своевременно информирован о предстоящих и
прошедших делах.
6. Органы ученического самоуправления лицея
6.1. Ученический совет лицея.
4

Высшим органом ученического самоуправления является ученический
совет лицея. В состав ученического совета входят председатели классных
ученических советов (старосты), лидеры разновозрастных творческих
комитетов, представитель Совета первых, командир Юнармейского движения
школы, представитель движения «Большая перемена», представители иных
детских и молодѐжных движений, осуществляющих деятельность в рамках
ученического самоуправления.
Ученический совет собирается на заседания по мере необходимости, но
не реже одного раза в месяц.
Направления деятельности ученического совета:
принимает положение об ученическом самоуправлении;
предлагает и утверждает план работы ученического совета на учебный
год;
избирает голосованием президента ученического совета;
планирует и организует свою повседневную работу;
формирует постоянные или временные рабочие органы (комитеты,
комиссии, штабы и т. п.) по различным направлениям деятельности;
назначает руководителей рабочих органов (председателей, министров и
т. п.);
дает общественные поручения, задания классам, группам или
отдельным обучающимся, заслушивает отчеты о выполнении поручений;
организует шефство старших классов над младшими;
утверждает правила, памятки и другие документы для органов
ученического самоуправления;
вырабатывает предложения по совершенствованию работы лицея в
адрес руководства лицея;
привлекает обучающихся к решению вопросов жизни лицея: изучает и
формулирует мнение обучающихся по вопросам жизни лицея, представляет
позицию обучающихся в органах управления школой, разрабатывает
предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
выдвигает инициативы и содействует реализации инициатив
обучающихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности
обучающихся в сфере учебной и внеучебной деятельности, создает условия
для их реализации, привлекает обучающихся к организации жизни школы;
планирует, участвует в организации и проведении проектов и
мероприятий по различным направлениям в лицее;
ученический совет имеет право обращаться к администрации школы с
просьбой о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа
имеющих соответствующую квалификацию учителей.
Все решения
ученического совета принимаются большинством
голосов. Решения могут быть отменены самим советом.
6.1.1. Президент ученического совета:
осуществляет общее руководство школьным ученическим советом;
обеспечивает планирование работы совета;
добивается выполнения принятых советом решений;
5

обеспечивает открытость и гласность в деятельности совета;
готовит заседания школьного ученического совета, созывает и ведет их;
работает в тесном контакте с директором лицея, его заместителями.
6.1.2. Секретарь ш ученического совета:
оповещает членов ученического совета лицея об очередном заседании;
ведет протоколы заседаний совета;
готовит для опубликования информацию о заседаниях ученического
совета лицея.
6.1.3. Права и обязанности членов ученического совета
Членами ученического совета могут быть обучающиеся с 7-го по 11-й
класс, признающие данное положение.
Член ученического совета имеет право:
на уважение своей чести и достоинства, выражать и отстаивать личные
интересы и интересы своих одноклассников, иметь от ученического совета
защиту и поддержку;
участие в принятии решений ученического совета;
выдвижение своей кандидатуры на пост президента ученического
совета;
представление интересов ученического совета на различных уровнях
(школьном, муниципальном, региональном, федеральном, международном);
открытое и корректное выражение своего мнения, критику действий
ученического совета, высказывания, внесение на рассмотрение предложений
о совершенствовании деятельности школьного ученического совета и
улучшению жизни в школе;
участие в планировании, организации, рефлексии мероприятий,
проектов, событий, инициируемых ученическим советом;
избрание в состав ученического совета повторно, но не более двух
сроков подряд.
Член ученического совета обязан:
соблюдать устав школы;
информировать сообщество лицея о своей деятельности и инициативах
ученического совета;
содействовать работе ученического совета;
выполнять решения ученического совета, принятые в рамках их
компетенции;
строго соблюдать правила для обучающихся лицея, этические и
правовые нормы поведения;
посещать ассамблеи лицея и освещать на них работу школьного
ученического совета;
посещать заседания ученического совета и выполнять его решения;
исполнять принятые на себя обязательства по отношению к лицею;
содействовать росту авторитета ученического совета, активно
участвовать в его работе;
заботиться о репутации и имидже лицея.
6.2. Совет старост (Совет актива):
6

ученический коллектив, который формируется по инициативе
обучающихся с целью учета мнения учеников по вопросам управления
лицеем и при принятии документов, которые затрагивают права и законные
интересы обучающихся.
Мнение совета старост в соответствии с Федеральным законом от
29.11.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитывается
по следующим вопросам:
при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права
обучающихся общеобразовательной организации (статья 30 п. 3);
при принятии локального нормативного акта, устанавливающего
требования к одежде обучающихся (статья 38 п. 3);
при выборе меры дисциплинарного взыскания при совершении
обучающимися проступков (статья 43 п.7);
при принятии локального нормативного акта, определяющего порядок
создания, организации работы, принятия решений комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений и
их исполнения (статья 45 п.6).
6.3. Разновозрастные творческие комитеты
6.3.1. Учебный комитет:
организует консультативные группы для помощи отстающим
обучающимся;
проверяет посещаемость;
участвует в подготовке олимпиад, предметных недель;
участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по
предметам;
участвует в организации встреч с интересными людьми.
6.3.2. Спортивный комитет:
организует соревнования по различным видам спорта между классами
и общеобразовательными организациями;
участвует в организации и проведении спартакиад, дней здоровья;
определяет лучших спортсменов и награждает их.
6.3.3. Культурно-массовый комитет:
организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок,
театров;
организует и проводит общешкольные дискотеки, «огоньки».
6.3.4. Трудовой комитет:
организует и проводит сборы макулатуры;
организует и проводит дежурства по лицею и в столовой;
организует уборки территории, субботники.
6.3.5. Пресс-центр:
организует художественное оформление мероприятий лицея;
работает с корреспондентами классов.
6.4. Старшеклассники-наставники программы социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России».
7

Организуют творческую и игровую деятельность с младшими
обучающимися, направленную на адаптацию и помощь при решении
возникающих трудностей. Показывают пример, оказывают поддержку и
делятся опытом в решении сложных задач, помогают влиться в систему
самоуправления лицея.
6.4.1. Права и обязанности члена старшеклассников-наставников
программы социальной активности учащихся начальных классов «Орлята
России»:
организуют работу микрогрупп от коллективного генерирования идей
до поэтапного осуществления инициатив ребят младших классов;
становятся полноценными соавторами и соорганизаторами при
проведении командных игр, событий, где также примеряют на себя роль
ведущих;
выступают в качестве интересных личностей, демонстрирующих свои
собственные достижения в различных областях в рамках занятий треков
программы «Орлята России»;
помогают педагогу при подготовке к занятиям в течение учебного года:
создают презентации, готовят раздаточный и наглядный материал, подбирают
и проводят физкультминутки, и прочее;
совершенствуют свои навыки в придумывании игр, сами воспроизводят
те, что были придуманы другими, при необходимости меняя условия под
особенности классного коллектива;
реализуют собственные инициативы: при желании проводят
«полезные» перемены с младшими обучающимися лицея, организуют акции,
предлагают и поддерживают традицию пения орлятских песен перед
занятиями, разучивают танцевальные движения и т.д.
в летнее и каникулярное время учебного года старшеклассникинаставники могут быть задействованы в проведении пришкольных и
загородных лагерных смен как помощники вожатых.
6.5. Совет участников-обучающихся (Совет первых) Движения Первых.
Совет первых имеет свою внутреннюю структуру, регламентированную
Уставом Общероссийского общественно-государственного движения детей и
молодежи «Движение первых», согласно рекомендациям, изложенным в
Приложении 1 к настоящему Положению.
Основными направлениями деятельности Совета первых в
образовательной организации являются направления деятельности Движения
первых, а именно:
 дипломатия и международные отношения «Умей дружить!». Цель –
объединение детей со всего мира под общим девизом «Умей дружить!» для
того, чтобы они познавали культуру других стран, вместе развивали в себе
самые лучшие качества и строили вместе новое прекрасное будущее;
 образование и знания «Учись и познавай!». Цель – формирование
навыка создания видеоигр и других цифровых продуктов, работы с большим
8

объѐмом данных, создания ботов, обучения нейросетей, программирования
беспилотников и моделирования полѐтов дронов;
 наука и Технологии «Дерзай и открывай». Цель – популяризация
научной деятельности, научное просвещение детей и молодѐжи, привлечение
детей и молодѐжи в сферу науки и технологий;
 труд, профессия и своѐ дело «Найди призвание!». Цель –
формирование у детей и молодежи ответственного ценностного отношения к
труду, расширение представления о значении труда в жизни общества,
способствование профессиональной ориентации;
 культура и искусство «Создавай и вдохновляй!». Цель – развитие у
детей и подростков новых граней творчества, поддержка талантов и
инициатив, возможность проявления себя и использование новых
возможностей для самореализации;
 волонтерство и добровольчество «Благо твори!». Цель –
непосредственное вовлечение детей и молодѐжи в решение проблем
окружающих, общества, родного города, страны
 патриотизм и историческая память «Служи отечеству!». Цель –
формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому,
настоящему и будущему на основе исторических ценностей, формирование
трепетного и бережного отношения к своей Родине, развитие и углубление
знаний об истории и культуре Отечества;
 спорт «Достигай и побеждай!». Цель – формирование у участников
привычки к ведению активного образа жизни, регулярным занятиям спортом,
заботе о своем здоровье;
 здоровый образ жизни «Будь здоров!». Цель – формирование у
участников привычки к ведению активного образа жизни, регулярным
занятиям спортом, заботе о своем здоровье;
 медиа и коммуникации «Расскажи о главном!». Цель – развитие
молодежного медиасообщества: вовлечение в журналистику, развитие
коммуникативных навыков и создание возможности для формирования
компетенций новых медиа;
 экология и охрана природы «Береги планету!». Цель – формирование
ответственного и бережного отношения к окружающей среде, природе,
которое строится на базе экологического сознания;
 туризм и путешествия «Открывай страну!». Цель – создание и
разработка новых туристических маршрутов, проектов и инициатив, идей и
практик, направленных на популяризацию и развитие индустрии туризма.
6.5.1. Права и обязанности члена Совета первых:
Члены Совета первых должны соблюдать правила и обязанности, а
также пользоваться всеми правами, указанными в п. 6.1.3. настоящего
Положения.
Членом Совета первых может быть обучающийся, достигший возраста
14 лет.
Быть участником Движение Первых, зарегистрированным на
9

платформе будьвдвижении.рф.
Своевременно и в полном объѐме информировать обучающихся и
активистов о проводимых Движением Первых мероприятиях, а,
следовательно, быть участником сообществ регионального отделения
Движения первых Амурской области в социальной сети «ВКонтакте»
(https://vk.com/mypervie28)
и
мессенджере
«Телеграмм»
(https://t.me/mypervie28).
Знать
Устав
Общероссийского
общественно-государственного
движения детей и молодѐжи «Движение первых».
Транслировать ценности Движения и традиционные ценности
Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от
9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей» и следовать им.
исполнять принятые на себя обязательства по отношению к Движению
первых в рамках своей школы;
содействовать росту авторитета школьного ученического совета в
целом, а также Совета первых, в частности, активно участвовать в его работе;
заботиться о репутации и имидже Движения Первых.
Присутствовать на всех заседаниях Совета первых, а также на всех
заседаниях ученического самоуправления в школе.
Могут исполнять роль старшеклассников-наставников программы
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России».
6.6. Совет ВВПОД «ЮНАРМИЯ»:
Совет имеет свою внутреннюю структуру, регламентированную
Положением о Совете юнармейских командиров, в соответствии с
приложением 2 к настоящему Положению.
Основными задачами Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» являются:
участие в формировании активной гражданской позиции Участников
Движения, содействие развитию способности к самоорганизации и
саморазвитию, подготовка к компетентному и ответственному участию в
жизни общества;
выдвижение, обсуждение и реализация общественных/детских
инициатив, связанных с реализацией направлений деятельности Движения;
внесение предложений рекомендательного характера по вопросам
развития направлений деятельности Движения;
внесение предложений рекомендательного характера в концепции
проведения региональных мероприятий и акций;
оказание содействия в организации и проведении мероприятий
регионального уровня, проходящих под эгидой Штаба Регионального
отделения;
информирование общества о деятельности Движения через средства
массовой информации, публичное обсуждение вопросов, касающихся
организационного и содержательного аспектов реализации конкретного
направления деятельности Движения.
10

Участники Движения могут исполнять роль старшеклассниковнаставников программы социальной активности учащихся начальных классов
«Орлята России».
6.6.1. Права и обязанности члена Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ»:
вести работу в одной из команд Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ»;
выносить кандидатуры членов Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» и
юнармейцев для участия в региональных проектах и программах Движения;
выступать с предложениями по формированию повестки собраний
Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
члены Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» могут выйти из состава Совета на
основании письменного заявления в адрес председателя Совета с
предварительным уведомлением регионального куратора.
члены Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» могут быть исключены из состава
Совета по решению Совета в случаях, если они не участвовали в работе
Совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» более 6 месяцев непрерывно или же
несвоевременно исполняли поручения регионального куратора, председателя
Совета, заместителя председателя Совета, руководителей команд
организаторов, медиа, информационно-технической и военно-спортивной
подготовки либо совершили действия, дискредитирующие ВВПОД
«ЮНАРМИЯ» или препятствующие достижению его уставных целей.
Совет формируется сроком на один учебный год в октябре текущего
года.
6.7. Хартия «Большой перемены»:
Увлеченная и активная молодѐжь, готовая принимать новые вызовы
времени и вести к созидательным переменам мир вокруг. В системе
самоуправления лицея – наставники для личностного саморазвития
обучающихся и их профессионального самоопределения. Авторы и создатели
проектов, направленных на созидательное изменение воспитательного
пространства школы и мира в целом.
В своей деятельности придерживается основных ценностей Большой
перемены, а именно:
 Креативность.
 Развитие.
 Равенство.
 Открытость.
 Взаимопомощь.
В состав хартии «Большой перемены» могут быть также привлечены
представители педагогического коллектива, родительского сообщества
образовательной организации, разделяющие ценности «Большой перемены»
и заинтересованные в развитии каждого ребенка.
Основными целями деятельности на базе образовательной организации
являются:
Расширение возможностей системы лицея и предоставление доступа к
дополнительным источникам знания и навыкам.
11

Создание условий, в которых каждый ребенок сможет подготовиться к
будущему, развивать свои интересы и раскрыть личностные качества.
Предоставление образовательных ресурсов для работы над проектами,
важными для всего общества.
6.7.1. Права и обязанности члена хартии «Большой перемены»:
Хартия «Большой перемены» имеет свою внутреннюю структуру.
Члены хартии «Большой перемены» должны соблюдать правила и
обязанности, а также пользоваться всеми правами, указанными в п. 6.1.3.
настоящего Положения.
Должны быть зарегистрированы на платформе «Большая перемена».
Транслировать ценности «Большой перемены» и традиционные
ценности Российской Федерации согласно Указу Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей», и следовать им.
исполнять принятые на себя обязательства по отношению к «Большой
перемене» в рамках своей школы;
содействовать росту авторитета школьного ученического совета в
целом, а также хартии «Большой перемены» в частности, активно
участвовать в его работе;
заботиться о репутации и имидже «Большой перемены».
Присутствовать на всех заседаниях хартии «Большой перемены», а
также на всех заседаниях ученического самоуправления в школе.
Участники
«Большой
перемены»
могут
исполнять
роль
старшеклассников-наставников программы социальной активности учащихся
начальных классах «Орлята России».
6.8. Классное самоуправление
6.8.1. Организация работы классного самоуправления
Членом классного самоуправления является каждый ученик с 5-го по
11-й класс.
Каждый класс выбирает представителей для участия в разновозрастных
творческих группах по всем предложенным направлениям. Класс имеет право
ввести дополнительные роли для классного самоуправления.
Каждый член классного коллектива выбирает направление работы не
менее чем на триместр. Можно совмещать несколько направлений работы.
Можно распределить ответственность за какое-либо направление между
всеми членами классного коллектива.
Член классного самоуправления не обязательно является членом групп
самоуправления, но обязательно посещает общешкольные заседания.
Классный руководитель участвует в работе классного самоуправления и
выступает в роли наставника.
Регулярность и качество работы обучающихся в составе
разновозрастных творческих групп фиксируется в индивидуальной
образовательной траектории и учитывается при определении победителей в
12

номинации «Актив года» в рамках ежегодной церемонии награждения
«Признание».
6.8.2. Функции классного самоуправления:
организация жизни класса;
организация участия класса в общешкольных событиях;
составление плана внеклассной работы класса в соответствии с планом
лицея;
организация работы класса по выбранным тематическим направлениям;
формулировка
предложений
по
улучшению
учебного
и
воспитательного процесса в классе и в лицее;
выборы представителей в разновозрастные группы самоуправления по
направлениям;
анализ и самооценка работы самоуправления в классе.
6.8.3. Роли классного самоуправления
Классное ученическое собрание.
Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством
классного собрания.
Классное собрание проводится по мере необходимости, но не реже
одного раза в месяц.
Исполнительным органом является совет класса, во главе которого
стоит председатель совета.
На классном ученическом собрании:
обсуждают вопросы жизни класса;
предлагают и принимают план мероприятий, касающихся внеклассной
работы;
избирают актив класса;
вносят предложения по улучшению учебного и воспитательного
процесса в классе и в школе;
избирают делегатов на общешкольную конференцию;
высказывают предложения о поощрении учащихся;
подводят итоги работы в классе по вопросам дежурства по лицею и
классу, участия в конкурсах, выполнения запланированных дел и т. д.
Актив класса:
организует выполнение решений (очередного) классного собрания,
групп;
организует помощь в учебе обучающимся, имеющим проблемы;
обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует
самообслуживание в классе;
готовит и проводит мероприятия согласно плану работы класса и лицея;
отражает всю важную информацию в классном уголке;
вносит предложения по улучшению работы классного и ученического
самоуправления лицея;
вместе с классным руководителем составляет план работы классного
коллектива и выносит его на обсуждение на классном собрании;
13

назначает ответственных за проведение различных проектов и
мероприятий из числа обучающихся класса.
Староста
Руководителем и организатором актива класса является староста.
Староста избирается из числа обучающихся на классном собрании в
течение первой учебной недели сроком на один учебный год.
Староста работает под руководством классного руководителя.
Обязанности старосты:
организация деятельности класса в период отсутствия классного
руководителя;
оказание помощи администрации школы и классному руководителю в
организации деятельности класса;
поддержание порядка и дисциплины в классе;
обеспечение обучающихся необходимой информацией, связанной с
учебно-воспитательным процессом;
представление интересов обучающихся своего классного коллектива на
собраниях органов школьного ученического самоуправления по вопросам
обучения и деятельности в лицее;
извещение обучающихся об изменениях, вносимых в расписание
занятий;
непосредственное участие в заседаниях ученического совета;
вовлечение обучающихся класса в общешкольные мероприятия и дела с
помощью классного ученического совета и классного руководителя;
отслеживание успеваемости обучающихся класса, поведения на уроках,
пропуска занятий;
своевременное доведение информации о нарушениях и достижениях
класса до сведения классного руководителя.
Права старосты:
защищать интересы классного коллектива и отдельных учеников перед
руководством лицея;
обращаться за разрешением возникающих вопросов к классному
руководителю, педагогам-предметникам, представителям администрации
школы;
давать поручения одноклассникам по организации дел класса, а также
по участию класса в общешкольных делах;
обращаться к классному руководителю и обучающимся класса с целью
проведения классного собрания для разрешения возникающих вопросов.
Указания и поручения старосты в пределах вышеперечисленных прав и
обязанностей обязательны для выполнения всеми обучающимися класса.
Администрация и педагогические работники обязаны поддерживать и
укреплять авторитет старосты среди обучающихся.
До истечения срока полномочий староста может быть смещен за грубые
нарушения своих обязанностей или бездействие решением классного
собрания. В этом случае проводятся досрочные выборы нового старосты.
14

7. Документация и отчетность школьного ученического совета
План работы совета составляется на весь учебный год исходя из
календарных планов воспитательной работы лицея.
План работы согласовывается педагогическим советом и утверждается
заместителем директора по воспитательной работе.
Заседания совета протоколируются.
Анализ деятельности совета, включая все подразделения и ученические
сообщества,
входящие
в
состав
ученического
самоуправления,
представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце
учебного года.
8. Порядок внесения изменений в положение
Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся школьным
ученическим советом, согласовываются заседанием педагогического совета и
утверждаются руководителем (директором) образовательной организации.

15

9. Структура органа ученического самоуправления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».