MHHHCTEPCTBO IIPOCBEu_.EHIDI POCCHHCKOH_WE~PAD;HH MHHHCTEPCTBO OliPA30BAHIDI H HAYKH AMYPCKOH OliJIACTH OTKPLITOE AK~OHEPHOE OliID;ECTBO "POCCHHCKHE )KEJIE3HLIE ,ll;OPOrH" ~CTHOE OliID;EOliPA30BATEJILHOE yqpE)K,ll;EHHE «P)K,11;_ JIHD;Eii N!! 17» PACCMOTPEHA COrJIACOBAHA 3ace,n;amreM MeTO,n;wqecKoro o6oe,n;HHeHH.SI yqwTenei-i ecTecTBeHHOMaTeMaTwqecKHX HayK flpoTOKOJI OT «22» aBrycrn 2024 r. N2 l 3aMeCTHTeneM ,n;wpeKTopa no y4e6Hoi-i •pa6oTe TipOTOKOJI OT «23» aBrycTa 2024 YTBEP:>RAEHA wpeKTOpa ~~AA.{~~217 ,l(m;'.~ 2024 r. N2 173 Pafioqasr nporpaMMa 3JieKT~Bnoro npone,LJ;eBTH'lec1'oro icypca . Be~,11;eeue B XHMHIO . . . ,ll;JIH o6yqaJOIU;HXCH 7 KJI3CCa nrT. Epocf>eii IlaBJIOBH'I 2024-2025 Пояснительная записка Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Задачи: • Формировать знание основных понятий и законов химии; • Воспитывать общечеловеческую культуру; • Учить наблюдать, применять полученные знания на практике. Общая характеристика учебного предмета. Изучение курса химии в 7 классе готовит учащихся к восприятию нового предмета, базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений, реакций и расчетных задач. Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. Такая интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды: умение полно и точно выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; вступать в диалог и т. д. Основу изучения пропедевтического курса химии составляют: 1) системно-деятельностный подход; 2) теория поэтапного формирования умственных действий; 3) принцип интегративного подхода в образовании; 4) использование электронных образовательных ресурсов. Место предмета в учебном плане. На изучение пропедевтического курса химии отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч. В том числе - 4 практических занятия и 3 контрольные работы. В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Поэтому изучение предмета основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Русский язык», «Физика». Изучение предмета ведётся по учебнику «Химия. Вводный курс. 7 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин М.: Дрофа, 2014 Результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 7 классе являются: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за российскую химическую науку; • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности вести диалог; • развитие эстетического сознания, творческой деятельности, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, осознание необходимости защиты окружающей среды и формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; • формирование основ современной химико-экологической культуры и мышления как части экологической культуры. Метапредметными результатами являются: • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; • использование различных источников для получения химической информации. Предметными результатами являются: • понимание роли химии в жизни человека и общества, живой и неживой природе; • формирование первоначальных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; • овладение понятийным аппаратом химии: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, вещество, физические и химические явления, химическая реакция; • владение символическим языком химии: символы химических элементов, формулы химических веществ; • сознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Учащийся научится: • описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по составу и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии; • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул; • вычислять относительную молекулярную массу веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); • использовать компьютерные технологии для обработки информации. Получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении творческих проектов, посвященных открытию и применению веществ; • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов • выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ; • сознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, а также о современных достижениях науки и техники. Содержание учебного предмета (1 ч в неделю; всего 34 ч.) Химия в центре естествознания (13 ч) Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него. Демонстрации. •Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». •Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. •Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. •Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. •Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. •Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. •Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). •Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). •Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Демонстрационные эксперименты. •Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. •Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. •«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. •Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Лабораторные опыты. •Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. •Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. •Диффузия перманганата калия в желатине. •Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. •Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. •Определение содержания воды в растении. •Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. •Обнаружение крахмала в пшеничной муке. •Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках). •Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. •Обнаружение известковой воды среди различных веществ. Домашние опыты. •Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. •Диффузия сахара в воде. •Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. •Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках. Практическая работа N 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Практическая работа N 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Математические расчеты в химии (9 ч) Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. Демонстрации. • Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. • Смесь речного и сахарного песка и их разделение. • Коллекция нефти и нефтепродуктов. • Коллекция бытовых смесей. • Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа. • Коллекция «Минералы и горные породы». Домашние опыты. • Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей. Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Явления, происходящие с веществами (9 ч) Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление по реакциям горения. Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты. Демонстрации. • Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. • Респираторные маски и марлевые повязки. • Противогаз и его устройство. • Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Демонстрационные эксперименты. • Разделение смеси порошка серы и железных опилок. • Разделение смеси порошка серы и песка. • Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. • Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. • Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. • Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. • Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. • Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца (IV)). • Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. • Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. • Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. Лабораторные опыты. • Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. • Изучение устройства зажигалки и пламени. Домашние опыты. • Разделение смеси сухого молока и речного песка. • Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. • Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. • Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. • Приготовление известковой воды и опыты с ней. • Изучение состава СМС. Практическая работа № 4. Очистка поваренной соли. Рассказы по химии (3ч) Выдающиеся русские ученые-химики. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова. Многообразие химических веществ. Многообразие химических реакций. Тематическое планирование № п/п 1 Тема раздела По рабочей программе Контрольных, практических работ Химия в центре естествознания. 13 2 Математика в химии. 9 3 Явления, происходящие с веществами. 9 4 Рассказы по химии. Итого: 3 34 Пр/р №1, №2 К/р №1 П/р №3 К/р №2 Пр/р №4 К/р №3 К/р – 3, Пр/р – 4 Поурочное планирование № Дата Планир. Фактич. 1/1 05.09 2/2 12.09 Наименование разделов и тем Химия в центре естествознания. 13ч Вводный инструктаж по ТБ. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение как основной метод познания Домашнее задание Примечания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. 3/3 19.09 4/4 26.09 5/5 6/6 03.10 10.10 7/7 8/8 17.10 24.10 конец 1 четверти 9/9 07.11 10/10 14.11 Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Знакомство с лабораторным оборудованием: устройство, назначение, приемы обращения». Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки». Инструктаж по ТБ. Моделирование. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика. Агрегатные состояния веществ. Химия и география. Химия и биология. 11/11 21.11 Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него. 12/12 28.11 Обобщение и систематизация знаний по теме «Химия в центре естествознания». Контрольная работа №1 «Химия в центре естествознания». Математика в химии. 9ч. Относительная атомная и молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Чистые вещества и смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по ТБ. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. 13/13 05.12 14/1 15/2 12.12 19.12 16/3 26.12 конец 2 четверти 17/4 16.01 18/5 23.01 19/6 30.01 20/7 06. 02 21/8 13. 02 22/9 20.02 23/1 24/2 27.02 06. 03 25/3 13. 03 26/4 20. 03 27/5 27. 03 28/6 03.04 29/7 10. 04 30/8 17. 04 Обобщение и систематизация знаний, решение задач и упражнений по теме «Математика в химии». Контрольная работа №2 «Математика в химии». Явления, происходящие с веществами. 9ч. Разделение смесей. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли». Инструктаж по ТБ. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты. Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». 31/9 24. 04 32/1 15.05 33/2 34/3 22.05 22.05 Контрольная работа № 3 по теме «Явления, происходящие с веществами». Рассказы по химии. 3ч. Выдающиеся русские ученые-химики. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова. Многообразие химических веществ. Многообразие химических реакций. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по химии 1. Оценка устного ответа. Отметка «5»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Ответ «4»: - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. 2. Оценка экспериментальных умений. - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 3. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4»: - в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. - отсутствие ответа на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. - работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. 5. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10— 15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2». Для теста из 30 вопросов: • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19—24 правильных ответов — оценка «4»; • 13—18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». 6. Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них. Дополнительная литература для ученика и учителя: 1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТПРЕСС, 1999. 2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005. 3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — С. 70 — 72. 4. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995. 5. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000. 6. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.-сост. Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. — СПб.: Крисмас, 2003. 1. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001. 2. Книга для чтения по неорганической химии: Кн. для учащихся: в 2 ч. – М.: Просвещение, 1993. 1. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995. 2. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. — М.: Вентана-Граф, 2005. 1. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. 2. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. — М.: НЦЭНАС, 2005. 3. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004. Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы: 1. Химия. 8-11 классы. Виртуальная лаборатория. (2) Химия. 8-11 классы. (Библиотекака э.н.п.). 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (3) /2006 г./ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (2) /2005 г. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru 3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru 4. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru 5. WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod. Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru