Пояснительная записка Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы. Элективный курс «Практикум по решению задач» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации. Цель элективного курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю (при необходимости). Задачи курса: - обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) • Формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний. • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий. • Развить навыки решения тестов. • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания. • Подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике. - развивающие: (формирование регулятивных УУД) • умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) • формировать умение слушать и вступать в диалог; • воспитывать ответственность и аккуратность; • участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатомпродуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ УУД ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ Личностные СпециальнопредМетапредметные УУД метные УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные -отслеживать цель -положительное отвыполнять арифме--анализировать сотрудничать с товаучебной деятельнотические действия, ношение к урокам условие задачи (вы- рищами при выполсти сочетая устные и нении заданий: устаматематики; делять числовые письменные приемы; (с опорой на маршданные и цель — что навливать и соблю-умение признавать находить значения рутные листы) и очерёдность известно, что требу- дать собственные корня натуральной внеучебной (с оподействий, сравниется найти); ошибки; формиро- степени, степени с рой на развороты вать полученные ревание -сопоставлять схемы рациональным пока- проектной деятельзультаты, выслушиценностных ориента- зателем, используя и условия текстовых вать партнера, корности); -учитывать ций (саморегуляция, при необходимости задач; ректно сообщать тоориентиры, данные стимулирование, до- вычислительные учителем, при осво- -устанавливать зако- варищу об ошибках; стижение и др.); устройства; пользо-задавать вопросы с ении нового учебномерности и исформирование мате- ваться оценкой и целью получения пользовать их при ного материала; прикидкой при пракматической компенужной информавыполнении задапроверять результических расчетах; тентности таты вычислений; - ний; -осуществлять ции; организовывать В сфере личностных --составлять буквзаимопроверку высинтез числового адекватно ууд у выпускников венные выражения воспринимать указа- выражения, условия полненной работы; будут сформированы и формулы по высказывать свое ния на ошибки и ис- текстовой задачи внутренняя позиция условиям мнение при обсужзадач; правлять найденные (восстановление обучающегося, адек- осуществлять в выусловия по рисунку, дении задания ошибки. ватная мотивация схеме, краткой заражениях и форму-оценивать В сфере коммуучебной деятельнописи); -сравнивать лах числовые подсобственные никативных ууд высти, включая учеби классифициростановки и выполуспехи в вычисли- вать изображенные пускники приобреные и познавательнять соответствуные мотивы, ориен- ющие вычисления, тут умения учитыпредметы и геометтация на моральные рические фигуры по вать нормы и их выполне- осуществлять подние. становку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; тельной деятельности; -планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел). В сфере регулятивных ууд выпускники --выполнять основсмогут овладеть ные действия со сте- всеми типами пенями с целыми по- уч.действ.направленказателями, с много- ных на организацию членами и алгебраи- своей работы в ОУ и вне его, включая ческими дробями; способность принивыполнять тождемать и сохранять ственные преобразоучебную цель и завания рациональных дачу, планировать ее выражений--приме- реализацию, контронять свойства лировать и оцениарифметических вать свои действия, квадратов корней вносить соответствудля вычисления зна- ющие коррективы и чений и преобразова- их выполнение ний числовых выражений, содержащих квадратные корни; --решать линейные, квадратные уравнения и рациональные заданным критериям; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; -конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части; -сопоставлять информацию, представленную в разных видах; -выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах. В сфере познавательных УУД выпускники позицию собеседника(партнерства ), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты заданий уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения; --решать текстовые задачи алгебраическим методом, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; --находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компонентытексты, использовать знаковосимволические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; --определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34ч) Арифметика Натуральные числа. Степень с натуральным показателем. Рациональные числа. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Этапы развития представлений о числе. Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Выделение множителя – степени десяти в записи числа. Алгебра Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения, Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей. Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем. Геометрия Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг. Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Измерение ломаной, геометрических величин. Длина периметр многоугольника. отрезка. Длина Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Площадь круга и площадь сектора. Связь между площадями подобных фигур. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история. Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, жество. подмно- Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол№ Содержание учебного матери- во урока ала часов Дата проведения Примечание План Факт Числа и вычисления (8 часов) Натуральные, рациональ1 04.09.2024 ные, иррациональные числа Текстовые задачи на дроби, 2 отношения, пропорциональ- 1 11.09.2024 ность Понятие процента . Тексто18.09.2024 3-4 2 вые задачи на проценты. 25.09.2024 Формулы сокращённого умножения . 02.10.2024 5-6 2 09.10.2024 Разложение многочленов на множители Преобразование числовых 7 выражений, содержащих 1 16.10.2024 квадратные корни Диагностическая работа № 8 1 23.10.2024 1 Уравнения и системы уравнений (3 часа) Квадратные и дробно-раци9 1 06.11.2024 ональные уравнения Уравнения с двумя пере10 1 13.11.2024 менными и их системы Задачи. Решаемые с помо11 1 20.11.2024 щью уравнений и их систем Неравенства и системы неравенств ( 3 часа) Неравенства с одной пере12 1 27.11.2024 менной Системы неравенств с одной 13 1 04.12.2024 переменной 1 14 Диагностическая работа № 2 1 11.12.2024 Функции и графики (5 часов) 15 16 17 18 19 Функции и их свойства Область определения и область значений функции. Нули функции Чтение графиков функций и особенности их расположения в координатной плоскости Множества решений квадратного неравенства Диагностическая работа № 3 1 18.12.2024 1 25.12.2024 1 15.01.2024 1 22.01.2024 1 29.01.2024 Прогрессии (5 часов) 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Арифметическая и геометрическая прогрессии Задачи, решаемые с помощью прогрессии Задачи на движение, 1 05.02.2025 1 1 12.02.2025 19.02.2025 Задачи на проценты 1 26.02.2025 Задачи на работу , смеси и 1 05.02.2025 сплавы Теория вероятностей(3часа) Мода, медиана, среднее 1 12.03.2025 арифметическое Статистика и вероятность 1 19.03.2025 Статистические характери1 02.04.2025 стики. Решение задач Геометрические задачи( 4 часа) Треугольники. Четырёх1 09.04.2025 угольники. Равенство и подобие треугольников. Площади фи1 16.04.2025 гур. Пропорциональные отрезки. 1 23.04.2025 Углы. Окружность. Диагностическая работа № 1 4 Сложные задачи. Задачи с параметром (3 часа) Графики функций с моду32 1 30.04.2025 лем 33 Задачи с параметром 1 07.05.2025 Диагностическая работа № 34 1 14.05.2025 4 31 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике . Все задачи части 1/ И.В. Ященко,Л.О.Рослова и др.; под ред. А.Л. Семенова,И.В. Ященко-М., Издательство « Экзамен» , издательство МЦНМО, 2015 2.Семенов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014.Учебное пособие./А.В.Семенов,А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров; под ред. И.В.Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования._М.: Интеллект_Центр,2015. 3. Математика.ОГЭ-2025. 9-ый класс. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия: учебное пособие / под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов н/Д.: Легион, 2024 – 240 с. – ОГЭ. 4. Алгебра. Задачи ОГЭ с развернутым ответом. 9 класс/В.А. Дрёмов, А.П. Дрёмов; под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – 8-е изд. - Ростов н/Д.: Легион, 2023 – 176 с. – ОГЭ. 5. Геометрия. Задачи ОГЭ с развернутым ответом. 9 класс/В.А. Дрёмов, А.П. Дрёмов; под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – 9-е изд. - Ростов н/Д.: Легион, 2023 – 224 с. – ОГЭ. Техническое обеспечение образовательного процесса Материальное обеспечение кабинетов: Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет; Программное обеспечение Операционная система Windows 98/Me(2000/XP) Текстовый редактор MS Word Список электронных ресурсов: http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика») http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика») http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителюпредметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернетуроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ. http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион» http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебнотренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике