I. Пояснительная записка Программа разработана на основе нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Актуальность курса: Дополнительная общеобразовательная программа «Кисточка» направлена на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к изобразительному искусству и формирование навыков рисования. Содержание программы основано на приобщении обучающихся к миру прекрасного. Через активный интерес к изобразительному искусству и практические навыки у детей разовьются фантазия, внимание, мелкая моторика руки, логическое мышление, усидчивость. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов рисования с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа. Юные художники смогут участвовать с творческими работами в выставках и конкурсах рисунков, украшать интерьер помещений. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным Итак, программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников: ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства и технологии. Новизна программы Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям. Данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовые знания по ИЗО, основанные на преимущественном изучении такого вида изобразительного искусства, как живопись. Данная программа предусматривает, что дети приобретают определенные знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребенка и будут выбраны им для дальнейших углубленных занятий. Тем самыми программа дает не только базу по изо, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создает для обучающихся перспективу их творческого и личностного роста. Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-10 лет),проявляющих интерес к изобразительному искусству. Принимаются все желающие дети без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений. В группе предусматривается наличие детей с ОВЗ, одарённых детей и детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Возрастные особенности детей 7-10 лет. В этом возрасте дети успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится. Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других 2 людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи. Объем и срок освоения программы: Сроки реализации образовательной программы: 2024-2025 уч. г. Режим занятий и их продолжительность: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут для 1-2 классов и 1 раз в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут для 3-4 классов. Итого 136 часов в год . 1 час в неделю на подготовку к конкурсам, выставкам, ярмаркам. Цели и задачи программы Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: 1. воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; воспитывать чувство сопричастности к прекрасному, уважение к своему и чужому труду, содействовать сплочению детского коллектива. 2. обучающая_-изучать техники рисования изобразительного искусства, самостоятельно определяя, выразительные средства живописи (линия, пятно, цвет, ритм); обучать умению выстраивать композицию в рисунке; 3. развивающая развивать художественное, образное и логическое мышление, воображение, моторику, пластичность и гибкость рук, точность глазомера. Педагогические технологии: Игровая технология (игры-исследования) :Эта технология повышает активность учащихся на уроке, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Например, на уроках по цветоведению можно применять игру «Волшебная палитра». Предложить обучающимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Игры в «Кляксографию» помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: «Выставка картин», «Найди ошибку», «Художественный салон». 3 Здоровьесберегающая технология: Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроке; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физминуток, наличие психологических разрядок. Личностно-ориентированная технология: педагог и ученик – собеседники, нужно стараться быть «рядом» на уровне «глаза в глаза», акцентируя своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности Формы организации образовательного процесса и виды занятий Формы и методы проведения занятий: 1. Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ произведений искусства; 2. Наглядные методы обучения: показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу; 3. Практические методы обучения; 4. Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала). Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). 4 Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Дети в процессе усвоения программных требований получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала. Требования к планируемым результатам освоения программы Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научиться: 5 - использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - строить рассуждения об объекте; - обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научиться: - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность: · развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы; ·познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; · использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; ·познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов; · создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье; 6 · совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную. Требования к уровню подготовки обучающихся: По окончании курса обучающиеся должны знать: · о значении изобразительного искусства в жизни человека; ·основные виды изобразительного искусства жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); ·разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; ·начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка; · начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета); ·основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. · понимать, что такое светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем); · правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; ·правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме; Должны уметь: ·правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; ·выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; · соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); · уметь смешивать краски для получения новых оттенков; ·пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, маркер), ·владеть навыком работы в конкретном материале. Формы контроля и оценки деятельности учащихся: Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе входного контроля в сентябре, текущего наблюдения на каждом занятии,итогового контроля в мае. Для группы срез знаний проводится в форме тестов, выполнения творческого задания, а также диагностики уровня знаний и умений обучающихся. Входной контроль в начале учебного года (Приложение 1). Промежуточная аттестация итоговая проходит в форме тестирования (Приложение №2,3) 7 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях: организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду); однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете). II. Учебный план Особенности организации занятий. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом Учебный план 1-2 кл № Название разделы, Количество часов Формы контроля п/ тема всего теория практи п ка 1 Вводное занятие. 2 1 1 Наблюдение, Знакомство. устный опрос. Инструктаж по ТБ 2 Основы цветоведения. 6 2 4 Творческое задание, опрос, наблюдение. 3 Мир животных. 4 1 3 Творческое задание, наблюдение. 4 Осенние зарисовки . 8 2 6 Творческое . задание, опрос, наблюдение. 5 Мир вокруг нас. 8 2 6 Творческое задание, опрос, наблюдение. 6 Зимние зарисовки. 6 1 5 Творческое задание, наблюдение. 7 Праздники. 8 2 6 Творческое задание, опрос, наблюдение. 8 Рисуем сказку. 8 2 6 Творческое задание, опрос, 8 9 Красота вокруг нас. 10 Здравствуй, лето! Выставка рисунков Итого 12 3 9 6 1 5 68 17 51 Учебный план 3-4 кл № Название разделы, Количество часов п/ тема всего теория практи п ка 1 Вводное занятие. 2 1 1 Знакомство. Инструктаж по ТБ 2 Основы цветоведения 8 3 5 3 Осенние зарисовки 8 2 6 4 Праздничные зарисовки 18 6 12 5 Зимние зарисовки 10 4 6 6 Весенние зарисовки 2 1 1 7 Причудливый животных 12 4 8 8 Летние зарисовки 8 2 6 Выставка рисунков Итого 68 23 45 мир наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Тест Выставка работ Формы аттестации/ контроля Наблюдение, «Анкета художника», устный опрос. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение. Творческое задание, опрос, наблюдение.Тест Выставка работ 9 III. Содержание программы 1-2 класс Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Светотень Теория. Знакомство с дополнительной общеразвивающей программой. Содержание программы и ее результаты. Практика Карандаши Раздел 2. Основы цветоведения. Тема: Цвет – язык живописи. Основные цвета. Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Основные и составные цвета. Практика. Листья в луже. Зонтики. Карандаши Раздел 3. Мир животных. Тема: Мир животных. Теория. Смешивание красок, основы светотени. Переход цвета от темного к светлому. Практика. Коты и котики. Единорожка. Раздел 4. Осенние зарисовки. Тема. Осенний урожай Теория. Работа с шаблоном. Светотень как способ передачи объема. Элементы светотени. Скетчинг Практика .Компотик (темный фон).Веселый огород. Рябины. Ягоды Раздел 5. Мир вокруг нас. Тема. Яичница Теория. Элементы светотени на объемном предмете(повторение) Практика. Рисование простых объемных объектов на крафт бумаге. Тема. Супчик Теория. Элементы светотени на объемном предмете(повторение) Практика. Рисование кастрюли с овощным супчиком Тема. Лейка. Теория. Контурное рисование, элементы светотени. Практика. Рисование лейки с элементами аппликации Тема. Робот Теория. Элементы светотени на объемном предмете,стилизация Практика. Рисование робота Раздел 6. Зимние зарисовки Тема. Мишка на севере Теория. Холодные цвета Практика. Построение композиции с белым медведем на льдине Тема. На катке Теория. Теплые и холодные цвета .Работа по шаблону Практика. Рисование коньков Тема. Снегоуборщик Теория Передача объемного предмета с помощью элементов светотени. 10 Практика. Рисование техники- снегоуборочной машины. Раздел 7. Праздники. Тема. Новогодние персонажи Теория. Пропорции лица. Теплые и холодные цвета, использование темных и светлых оттенков цвета. Практика.Снегурочка. Ангел над городом.Дед Мороз Тема. Тортик. Теория. Передача светотени. Практика. Рисунок торта Раздел 8.Рисуем сказку Тема. Сказочный дом Теория. Передача светотени. Понятия световоздушной перспективы. Практика. Рисунок сказочного дома необычной формы Тема. Пасхальное гнездо Теория. Светотень. Переход цвета от темного к светлому. Практика. Пасхальные яйца (открытка) Тема. Русский богатырь Теория. Упрощение, стилизация форм. Вписывание краски во влажную основу. Практика .Рисование портрета мужского Тема. Принцесса. Теория. Секретное рисование. Пропорции лица. Светотень Практика. Портрет принцессы Раздел 9. Красота вокруг нас. Теория. Упрощение, стилизация форм. Вписывание краски во влажную основу. Элементы светотени на объемном предмете. Создание градиента. Практика .Большая стирка. Хлеба-булки. Храм. Жемчужина. Светлячки. Подснежники в банке Раздел 10.Здравствуй,лето! Теория. Симметрия. Элементы светотени. Неравномерный мазок Практика. Колокольчики. Кораблик. Майский жук. Выставка рисунков. 3-4 класс Раздел 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с программой. Содержание программы и ее результаты. Необходимые материалы и оборудование. Практика Оттенки цвета Раздел 2. Основы цветоведения. Тема: Цвет – язык живописи. Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Основные и составные цвета. Практика. Радужный кот. Сапожки Тема: Основные характеристики цвета. Теория. Понятие цветовой фон, светлота, насыщенность. 11 Практика. Хрустальные яблочки Раздел 3. Осенние зарисовки. Тема: Осенний пейзаж. Теория. Жанры живописи. Виды пейзажа. Красота природы в разные времена года. Смешивание красок. Силуэтное рисование. Практика. «Осенний пейзаж» . Поэтапное рисование пейзажа. Тема: Осенний натюрморт. Теория. Натюрморт - изображение неодушевленных предметов: предметов быта, объектов живой природы, обращенных в вещь. Построение композиции на плоскости. Практика. Выполнение натюрморта по показу педагога, по памяти, по представлению. Скетчинг. Практика. Изображение овощей. Поэтапное изображение натюрмортов. Отработка приемов работы с гуашью. «Тыквы» (скетчинг), Тема. Зонт Теория. Ориентация в пространстве листа. Практика. Рисунок на тонированной бумаге. Смешивание цветов. Тема. Ежик и медвежонок считают звезды Теория. Светотень как способ передачи объема. Элементы светотени. Силуэтное рисование Практика .Ежик и медвежонок считают звезды Раздел 4. Праздничные зарисовки. Тема. Кольцо с камнем. Теория. Светотень как способ передачи объема. Элементы светотени. Практика .Кольцо с камнем. Рисунок на темном фоне Тема. Новогодние шары Теория. Стеклянная поверхность.Светотень как способ передачи объема. Элементы светотени. Практика . Новогодние шары. Тема. Новогодний натюрморт с пряниками. Теория. Нетрадиционное рисование пластиковой картой. Рисование акварелью по- сырому. Практика. Новогодний натюрморт с пряниками. Рисунок с элементами объемной аппликации. Тема. Рисование символа года Теория. Стилизация-упрощение изображение. Получение простых декоративных форм, пастельные тона. Техника «двойной мазок».Светотень, использование темных и светлых оттенков цвета. Практика. Дракончик . Тема. Подарок папе. Практика. Танкист. Получение цвета кожи Тема.8 марта. Теория. Нетрадиционное рисование ватными палочками. Скетчинг Практика. Ежик с подарком. Работа в технике «сухая щетинистая кисть». Мама-весна. Рисование акварелью и маркером 12 Тема. День космонавтики. Практика. Космический пейзаж. Использование элементов светотени. Тема.9 Мая. Практика. Нетрадиционное рисование.Сирень Победы Раздел 5. Зимние зарисовки Тема. Фонарик. Теория. Создание градиента. Работа с шаблоном для создания правильной формы предмета. Практика. Построение композиции с фонарем на фоне луны. Тема. Зимний пейзаж Теория. Передача светотени. Понятия монохрома. Практика. Зимний пейзаж Тема. Зимующие птицы. Теория. Теплые и холодные цвета. Нетрадиционное рисование картонной втулкой. Практика. Каждая птица своим пером красуется. Снегирь(синичка,воробей) в ладошках Тема. Сказочный гном. Практика. Рисование гнома. Смешивание красок ,применение элементов светотени Тема. Нетрадиционное рисование. Северное сияние Практика. Рисование соединенными ватными палочками и сухой щетинистой кистью. Раздел 6.Весенние зарисовки. Тема. Весенний пейзаж Теория. Передача светотени. Понятия световоздушной перспективы. Практика. Рисунок «Первые проталины» Раздел 7. Причудливый мир животных. Теория. Упрощение, стилизация форм. Вписывание краски во влажную основу. Практика .Песчанки, убегающие от волны. Кот на стуле. Ленивый кот. Морской конек. Мопс. Каракал Шлепа Раздел 8. Летние зарисовки Теория. Двойной мазок. Воздушная перспектива в пейзаже. Силуэтное рисование.Скетчинг Практика. Летняя ночь. Первый день лета. Морской пейзаж.Лимонад Выставка рисунков. IV. Календарный учебный график Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся, техники безопасности. 13 Каникулярное время с 28 декабря 2024 по 12 января 2025 г.Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством Российской федерации на 2024-2025 гг. В конце каждого года обучения проводится выставка работ обучающихся, выполняется коллективная тематическая работа. Группа Кол-во учебных недель в год Дата начала обучения по программе Дата Всего окончания учебных обучения дней в год по программе Кол-во учебных часов в год Режим занятий 7-10 лет 34 02.09.24 31.05.25 136 ак.ч 1-2 кл-1 раз в неделю; 3-4 кл-1 раз в неделю № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Дата 34 Календарный учебный график .1-2 класс Название темы Количество часов всего Вводное занятие. Карандаши 2 Цвет-язык живописи. Листья в луже 2 Зонтики 2 Банка с огурцами 2 Веселый огород 2 Рябина 2 Коты и котики 2 Летние воспоминания 2 Ягоды 2 Яичница 2 Тортик 2 Супчик 2 Лейка 2 Мишка на Севере 2 Год Дракона 2 Снегурочка 2 Ангел над городом 2 На катке 2 Снегоуборщик 2 Робот 2 Сказочный дом 2 Пасхальное гнездо 2 14 Русский богатырь Портрет принцессы Подснежники в банке Единорожка Большая стирка Хлеба-булки Храм Жемчужина Светлячки Колокольчики Кораблик Майский жук 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Дата 3-4 класс Название темы Вводное занятие.Оттенки цвета Хрустальные яблочки Основные характеристики цвета. Радужный кот Основные характеристики цвета. Сапожки Сапожки (завершение работы) Ежик и медвежонок считают звезды Осенний пейзаж Осенний натюрморт. Тыквы Кот на стуле Зонт Кольцо с камнем Шары новогодние Новогодний натюрморт с пряниками Зимний пейзаж .Монохром Фонарик Зимующие птицы Сказочный гном Нетрадиционное рисование. Северное сияние Каракал Шлепа Рисование сказочных животных. Дракончик Причудливый мир животных. Морской конек 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Количество часов всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Скетчинг.Лимонад Подарок папе 8 Марта. Мама-весна Ежик с подарком Наши друзья, Мопс Весенний пейзаж. Первые проталины Морской пейзаж Космический пейзаж Ленивый кот 9 Мая. Сирень Победы Песчанки, убегающие от волны Первый день лета Летняя ночь 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 IV. Условия реализации программы Материально-технические условия: Для занятий по программе используется отдельный кабинет технологии Классы, для которых оборудован кабинет – 1-11. Площадь кабинета :48.4 кв.м. Число посадочных мест : 16. Нахождение кабинета: здание интерната при РЖД лицее №17, 1 этаж. Освещение: 8 люминесцентных ламп. Цвет мебели: светлый орех. Пол деревянный, покрыт линолеумом. Количество окон: 4 ,с фрамугами для проветривания. Затемнение. Стены: цвет персиковый, окрашены водоэмульсионной краской. Потолок: белый, окрашен водоэмульсионной краской. Подведены водоснабжение и канализация. Инструменты и приспособления: скотч малярный линейка, кисти синтетика плоские и круглые баночки для воды салфетки палитры. Художественные материалы: фломастеры маркеры цветные и простые карандаши гуашь 12 цв восковые мелки акварель Акварельная бумага А3,А4 Крафт бумага А3,А4 16 Цветной картон А3,А4 Информационно-методические условия реализации программы 1. Закрытый клуб «Два-ТриТона» https://dvatritona.ru/teach/control/stream/view/id/534567549 2. Сайт учителя рисования, искусствоведа Ольги Крючковой https://vk.com/o_kruchkova 3. Он-лайн школа живописи «Два-ТриТона» https://vk.com/dva_tritona 4. Студия изобразительного искусства "МАТИСС" г. Новокузнецк https://vk.com/club99512926 5. ИЗОстудия «Увлечение» ,онлайн уроки. https://www.youtube.com/c/ИзостудияУВЛЕЧЕНИЕ 6. Черепашки Рисовашки https://www.youtube.com/c/ЧерепашкиРисовашки 7. Anechkalapikova творческая мама https://vk.com/public211298716 8. Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/ 9. Сайт «Ярмарка мастеров» https://www.livemaster.ru/ 10. Яндекс.Дзен. https://zen.yandex.ru/ Дистанционное обучение Данная программа может в отдельных случаях реализовываться дистанционно через специально созданную среду и включает информацию по основным темам и разделам программы. Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающимся. Следует предложить детям такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ с дистанционным взаимодействием. В дистанционном обучении могут применяться компьютерные технологии оффлайн: педагог направляет материалы обучающимся, для изучения и задания для самостоятельного выполнения с учётом индивидуальных особенностей. Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. Дидактические материалы для обучения выкладываются на электронных площадках ,на сайте учреждения, мессенджеры. Для закрепления и обобщения изученного материала используются мессенджеры: телеграмм,сети ВК, Телеграмм, где индивидуально педагог просматривает работы, анализирует возникающие трудности и корректирует образовательный маршрут. Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать: разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием; фрагменты и материалы доступных образовательных интернет - ресурсов; инструкции по выполнению практических заданий; тестовые задания; 17 В ходе проведения занятий в дистанционном режиме просматривается обратная связь педагога с обучающимися по результатам выполнения заданий. Необходимым условием реализации дистанционных технологий обучения является наличие включенного контроля за усвоением знаний и контроль за выполнением, обучающимся самостоятельной работы. Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия: размещение учебного материала в сети Интернет; выполнение обучающимися заданий по фотоурокам и слайд презентациям, предъявление педагогу фотографий рисунков в электронном виде; выполнение учащимися небольших по объему творческих заданий. Кадровое обеспечение: педагог ,реализующий программу, имеет среднее специальное педагогическое образование, высшую категорию V. Список литературы. Для педагога: 1. Большой самоучитель рисования / пер. с англ. О Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 192 с.ил. 2. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ/ Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. —с. 567-572. 3. Волочкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 95 с. 4. Гросул, Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005. 5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные) / Метод. рекомендации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2020. – 60 с. 6. Линскотт, К. Акварель.: пер. с англ. / Каролина Линскотт. - М.: АСТ: Астрель, 2009. 31,(1 с).: ил. 7. Медуэй, ДЖ. Акварель.: пер. с англ. / Джерри Медуэй. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 31 с.: ил. 8. Новоселова, В.П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства: метод. рекомендации / В.П. Новоселова, Г.Н. Писаревская. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2009.-45 с. : ил. 9. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные программы нового поколения и оценка их результативности. Монография. М.Н., Поволяева — М.: ООО «Новое образование», СПб.: Свое издательство, 2017. — 80 с. – (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей). 18 10. Порте П., Учимся рисовать человека / Пьер Порте; пер.с фр.,-М.:ООО «Мир Книги», 2004.64с.: ил. ISBN 5-84-05-0668-0 11. Рабба, Клаус, Рисуем цветы / Клаус Рабба; пер. с нем.И. Гиляровой .М.:Эксмо, 2008._128с.:ил._(Классическая библиотека художника) ISBN 9785-699-29227-1 12. Румянцева, Е.А., Веселые роки рисования / Екатерина Румянцева.М.:Айрис-пресс, 2014.-160с.:ил.-(Внимание, дети!) ISBN 978-5-8112- 5041-7 13. Сорокина, М.В. Родительские установки. – Режим доступа: URL: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/10105- roditelskie-ustanovki (25.04.2018) 14. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 96 с.: ил. - (Детский сад: день за днем. Практическое приложение). 15. Хальбингер, В. Рисуем животных/ Вальтер Хальбингер; пер.с нем И. Гиляровой.- М.: Эксмо.-2010 -208с.:ил. –(классическая библиотека художника). ISBN 978-5-699-22788-4 20. Ячменева, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет / В.В. Ячменева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 184., 8 с. ил.:ил. –(Б-ка учителя изобразительной деятельности). Для родителей и обучающихся: 1. Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок / В.С. Горичева, Т.В. Филиппова. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко» 2000. – 96 с., ил. – (Серия «Лучшие поделки»). 2. Галян, Т.В. Веселые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт / Т.В. Галян.- Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 32 с. : илл. 3. Коротеева, Е.И. Азбука аппликации ] / Е.И. Коротеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. -32 с.:ил. – (Умное поколение. Школа творчества). 4. Фиона, У., Брокльхерст, Р. Принцессы Рисование, аппликации, наклейки. .- М.: ЗАО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2006. - 66с. :ил. 5. Ховорт, Ж. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластика для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества. / Перевод с англ. О. Озеровой. – М.: изд-во Эксмопресс,2000. – 128 с.: ил. 6. Шалаева, Г.П. Учимся рисовать / Г.П. Шалаева. –М.: АСТ: СЛОВО,2010.-224.ил. 19 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета художника 1. Что Вы любите рисовать? Выберите все подходящие варианты -Пейзаж -Натюрморт -Портрет -Животных -Дома, здания -Технику 2. Чем Вы любите рисовать? Выберите все подходящие варианты -Мелками - Красками - Карандашами -Фломастерами -Простым карандашом 3. Придумываете ли Вы сюжеты своих картин и рисунков или рисуете то, что видите? -Выберите все подходящие варианты -Чаще я рисую свои картины с натуры, то есть то, что вижу. -Чаще я придумываю то, что буду рисовать. -Чаще рисую на заданную тему. 4. На какую тему Ваш самый любимый рисунок? 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Итоговое тестирование Фамилия, имя___________________________ 1. Выбери последовательность расположения цветов радуги : а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый 2. Основные цвета это: а) синий, оранжевый, бежевый б) синий, красный, жёлтый д) оранжевый, фиолетовый, голубой 3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник: а) пила, молоток, лопата б) краски, карандаши, мелки. 4. Подчеркни правильный ответ Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый) Синий + жёлтый = (зеленый, фиолетовый) Красный + жёлтый = (оранжевый, синий) 5.Какой цвет является тёплым: а) серый б) фиолетовый в) жёлтый 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Итоговое тестирование ФИО учащегося____________________________________________ 1.Рассмотри репродукции и определи, к какому жанру искусств они относятся. Запиши рядом с названиями жанров искусства номер репродукции, относящейся к данному жанру. Портрет -1 Натюрморт -2 Пейзаж -3 2. Запиши названия цветов, входящих в представленную группу. Холодные цвета:____________________________________________________________ Теплые цвета:_____________________________________________________________ Основные цвета:_____________________________________________________________ 3. Смешением каких основных цветов можно получить зеленый цвет _________________________________________________________________ 4. Смешением каких основных цветов можно получить оранжевый цвет _________________________________________________________________ 5. Смешением каких основных цветов можно получить фиолетовый цвет __________________________________________________________________ 6. Жанр, в котором главный герой – природа: А) натюрморт Б) пейзаж В) портрет 22