Пояснительная записка Программа разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Программа кружка «Рукоделкино», являясь прикладной, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с бумагой, тканью, с соленым тестом и мн.др. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социальноэкономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, учитывает нарастание творческих возможностей. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Рукоделкино» заключается в том, что она предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром. 1 На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Обучающиеся знакомятся с истоками народного творчества, приобретают первоначальные трудовые навыки, осваивают технологии работы в разных видах декоративно-прикладного творчества, учатся делать красивые вещи, сувениры и подарки, развивают свои способности, расширяют кругозор. Целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает социальному запросу населения на раннее развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества, имеет большую практическую направленность Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Направленность программы Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Уровень программы Программа имеет базовый уровень Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся 2 класса (1 группа) и 5 классов (2 группа), проявляющих интерес к прикладному творчеству. Принимаются все желающие дети без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений. 2 В группе предусматривается наличие детей с ОВЗ, одарённых детей и детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь старших школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи) отводится особая роль в общеобразовательной школе. Дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли, изобразительное искусство и художественное творчество играют решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Поэтому многие ученые считают, что задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свои чувства, выбрать средства и способы их выражения. Декоративно-прикладная деятельность предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, развивают у детей пространственное мышление. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению, как конкретной формы, так и проблемы в целом. Художественно-творческая деятельность направлена не только на отражение впечатлений, но и на выражение своего отношения к создаваемому. На занятиях художественным творчеством заслуживает внимания использование неожиданных, «бросовых» материалов: опилок, стружек, лоскутов ткани, проволоки, стекла и пр., фактура которых наталкивает детей на создание необычных поделок. Одна из важных задач – формирование у обучающихся навыков «пространственного видения», развитие способностей преобразовывать видимый мир по законам красоты. В наше время тема конструирования сувениров очень актуальна и своевременна. Дети сталкиваются с коллекционированием сувениров, а также дарят их своим близким. Изготовление сувениров на занятиях имеет не только обучающее и развивающее значение, но и в немало важной степени имеет воспитательный потенциал. Изготовленный сувенир, который максимально использован с прагматической точки зрения. Не только повышает интерес к занятиям, формирует уважение к творчеству других людей, но и способствует самоутверждению личности детей и подростков, определению их места в коллективе. Объем и срок освоения программы: Сроки реализации образовательной программы: 2024-2025 уч. г. Режим занятий и их продолжительность: 3 Занятия проводятся в 2 кл. 1 раз в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут, в 5 кл . 1 раз в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут. Итого 136 часов в год . 1 час в неделю на подготовку к конкурсам, выставкам, ярмаркам. Особенности организации образовательного процесса Как показывает практика, учебные занятия наиболее эффективны для группы не более 10 человек. Программа предусматривает групповые занятия с теоретической частью и практическими заданиями. Большая часть занятий отводится практическим заданиям. Для реализации творческого потенциала учащиеся участвуют в выставках, конкурсах и других мероприятиях Цель программы: Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка, его творческих способностей через обучение основам декоративноприкладного творчества. Задачи: 1. Работа с различными направлениями декоративно-прикладного творчества и современными материалами; 2. Продолжить изучать технологии создания декоративных вещей в различных техниках, их оформлению и презентации на выставках. 3. Развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию 4. Формировать стремления к достижению поставленных целей, творческому росту, самоопределению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; формировать стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества; 5. Развить у детей индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность, глазомер, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, чертежные навыки. 6. Развить у детей навыки, требующиеся на уровне практического применения для социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности; 7. Научить интересно и с пользой проводить свой досуг. 8. Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры труда (аккуратности, бережливости, экономному отношению к материалам, бережному отношению к труду своих товарищей, соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности). При подготовке к занятиям большое внимание уделяется принципам обучения: – Эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества; 4 – Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения; – Последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям; – Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых изделий. Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебнотворческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности. Формы организации образовательного процесса и виды занятий Формы и методы проведения занятий: 1. Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ примера работы; 2. Практические методы обучения; 3.Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала). Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Организационные формы работы на занятиях определяются в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы. 5 Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебнотворческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класс. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения программы Личностные у учащихся будут сформированы: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Метапредметные Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные УУД: 6 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Планируемые предметные результаты доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий; элементарный опыт творческой и проектной деятельности. следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: дидактическом материале, инструкционных картах, на схемах и чертежах; Требования к уровню подготовки учащихся 5 класс. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения программы Личностные у учащихся будут сформированы: учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. учащиеся получат возможность для формирования: устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные Регулятивные УУД учащиеся научатся: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; 7 навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Познавательные УУД: различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; Коммуникативные УУД: первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми формировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Планируемые результаты Результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний и умений, умение выполнять работу по образцу, по шаблону. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, умение выполнять работу по образцу, внося в нее элементы творчества. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного действия, самоорганизации, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различных уровней (школьный, окружной, городской, дистанционный), организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. Планируемые предметные результаты разрабатывать, выполнять и оформлять изделия; работать с необходимым для создания изделия оборудованием; 8 подготавливать материалы и инструменты необходимые для работы. навыкам самообслуживания, овладеет технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоит правила техники безопасности. использовать приобретённые знания и умения для творческого ре шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай нерских), технологических и организационных задач. самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения. осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, энциклопедий, журналов и др.); создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале. Формы контроля и оценки деятельности учащихся: Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных знаний и умений. Применяемая форма оценки – организованный просмотр выполненных работ. В течении всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Занятия в кружке не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как: текущая оценка достигнутого результата самим ребенком; оценка законченной работы; участие в выставках и конкурсах; реализация творческих идей. Главное – дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка . Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Подведение итогов может осуществляться в следующих формах: Текущая и тематическая аттестация- творческие, практические работы. Промежуточная аттестация- участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках. 9 Учебный план 2 кл Особенности организации занятий. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом № Название разделы, Количество часов Формы аттестации/ п/ тема всего теория прак контроля п тика 1 Вводное занятие. 2 1 1 Наблюдение, Инструктаж устный опрос. 2 Работа с бумагой и 34 7 42 Творческое задание, картоном опрос, наблюдение. 3 Работа с бросовым и 6 2 4 Творческое задание, природным наблюдение. материалом 4 Работа с пряжей 2 0.5 1.5 Творческое задание, опрос, наблюдение. 5 Пластилинография 12 2 10 Творческое задание, опрос, наблюдение. 6 Рисование 6 1 5 Творческое задание, опрос, наблюдение 7 Выставка 2 2 68 13.5 54.5 Итого Учебный план 5 кл Особенности организации занятий. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом № Название разделы, Количество часов Формы аттестации/ п/ тема всего теория прак контроля п тика 1 Вводное занятие. 2 1 1 Наблюдение, Инструктаж устный опрос. 2 Работа с бумагой и 18 4 14 Творческое задание, картоном опрос, наблюдение. 3 Работа с бросовым и 8 2 6 Творческое задание, природным наблюдение. материалом 4 Работа с пряжей и 30 5 25 Творческое задание, тканью опрос, наблюдение. 5 Соленое тесто 4 1 3 Творческое задание, опрос, наблюдение. 7 Подготовка к проекту. 6 4 2 Выставка 68 17 51 Итого 10 IV. Содержание программы 2класс Раздел 1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж по ТБ. Теория. Знакомство с дополнительной общеразвивающей программой. Содержание программы и ее результаты. Необходимые материалы и оборудование. Практика. Игрушка с секретом Раздел 2. Работа с бумагой и картоном Тема. Коллективная работа Осенняя гирлянда Теория. Технология и способы изготовления. Работа с шаблонами. Практика. Изготовление осенней гирлянды для украшения класса Тема. Мой щенок . Обрывная аппликация. Теория. Технология изготовления, Анализ изделия: детали и части изделия. Практика. Работа по нарисованному трафарету. Тема. Открытки Теория. Технология изготовления, виды и основные формы. Практика. Открытка к дню матери, Новогодняя с объемными элементами. Тема. Закладка из бумаги и картона.Карандаш Теория. Зачем нужна закладка Практика. Изготовление закладки. Последовательное выкладывание элементов аппликации на картонную основу Тема. Сердце для мамы.Объемная поделка из бумаги Теория. Технология изготовления объемного изделия. Практика. Изготовление поделки Тема. Полосатый кот. Комбинированная аппликация Теория. Приемы работы Практика. Изготовление кота из полос. Соединение с основой Тема. Веселая парикмахерская. Коллективная работа Теория. Создание объема. Подбор элементов аппликации Практика. Портрет с объемной прической Тема. Свитер для мишки. Плетение из полос Теория. Технология изготовления. Подбор цвета, работа с шаблоном Практика. Изготовление игрушки Тема. На дне морском. Объемная аппликация из бумаги Теория. Приемы работы. Изготовление конусов. Приемы накручивания бумаги Практика. Изготовление панно Тема. Изготовление поделки из одноразовой бумажной тарелки «РыбаКит», « А может быть ворона…» Теория. Умение конструировать из элементов общей формы Практика. Работа с основой (бумажной тарелкой) 11 Тема. Веселая улитка. Аппликация на диске Теория. Технология изготовления. Подбор цвета, работа с шаблоном, Практика. Изготовление игрушки Тема. Жуки из бумаги Теория. Приемы работы. Работа с шаблонами. Конструирование. Практика. Изготовление объемных жуков Тема. Весенняя аппликация. Дерево и скворечники.Коллективная работа. Теория.Умение оформить основу в бумагу. Работа над композицией Практика. Работа с объемными элементами.Создание панно Тема. Пасха. Изготовление игрушки из бумаги «Пасхальный кролик» Теория. Технология изготовления игрушки в технике оригами. Практика. Изготовление игрушки Тема. Летняя поделка « Любимое мороженое» Теория.Умение вырезать одинаковые детали путем складывания Практика. Работа с объемными элементами Тема. Коллективное панно « Солнечные подсолнухи» Теория.Умение вырезать одинаковые детали путем складывания Практика. Работа с объемными элементами.Создание панно Раздел 2. Работа с пряжей. Тема. Совушка.Игрушка из пряжи и картона Теория. Технология изготовления .Анализ изделия: детали и части изделия, их форма, взаимное расположение, определение способа соединения деталей. Практика. Игрушка «Совенок» Раздел 3. Работа с бросовым и природным материалом. Тема. Игрушки из картонных втулок. Практика. Дракончик.Ежик Тема. Новогодние игрушки из шишек Теория. Что такое экология Практика. Игрушка –подвеска на елку Раздел 4. Пластилинография Тема. Пластилинография «Компот» Теория. Знакомство с новым видом творчества. Инструменты и приспособления, материалы. Практика. Работа с шаблонами. Оформление поделки Тема. Пластилинография «Кот» Практика. Работа пластилином по предварительно нанесенным линиям Тема. Платок .Пластилинография (аппликация) и пряжа Теория. Инструменты и приспособления, материалы. Практика. Создание рисунка. Оформление поделки пряжей Тема. Подарок к 23 февраля. Пластилинография Практика. Работа пластилином по предварительно нанесенным линиям Тема. Лепная картина. «Ромашка для мамы» Практика. Работа над композицией 12 Тема. Открытка к 9 мая в смешанной технике (пластилинография + рисунок) Теория. Что такое георгиевская лента .где ее носят Практика. Работа над композицией. Раздел 5. Рисование Тема. Рисование листьями «Осенний лес» Теория. Технология и способы рисования (печать листьями) Практика. Работа над рисунком Тема. Декоративная работа в смешанном стиле «Снежинка» (гуашь + цв.бумага) Теория. Работа с шаблоном. Теплые и холодные цвета Практика. Работа по схеме. Тема. Скоро лето! Летний наряд Теория. Технология изготовления. Анализ изделия: детали и части изделия Практика. Рисование рисунка на майке Раздел 6. Выставка поделок 5 класс Раздел 1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж по ТБ. Теория. Знакомство с дополнительной общеразвивающей программой. Содержание программы и ее результаты. Необходимые материалы и оборудование. Раздел 2. Бумагопластика. Тема. Модульное оригами. Кусудама «Цветочный шар» Теория. Технология изготовления, основные формы. Кусудамы лекарственные шары. Анализ устройства изделия: детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определение способа соединения деталей. Практика. Работа по схеме. Изготовление кусудамы. Тема. Закладка в японском стиле в технике оригами Теория. Куклы чогами ,анализ предлагаемых образцов изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели) Практика. Изготовление закладок-сувениров Тема. Лесные открытки. Теория. Что такое экология? Работа с шаблонами.Объемные элементы Практика. Изготовление открыток Тема. Книга для записи рецептов Теория. Скрапбукинг и технология работы в этой технике. Практика. Оформление тетради для записи рецептов Тема. Скрап-открытка «С Новым годом!» Теория. Скрапбукинг и технология работы в этой технике. Практика. Изготовление открытки 13 Тема. Букет из цветной бумаги и пластиковой бутылки. Заготовка цветов Теория. История и развитие техники экоподелкок Практика. Заготовка элементов из бумаги Тема. Панно к Дню Победы Практика. Оформление панно в стиле киноленты. Коллективная работа Тема. Открытка хорошему человеку Практика. Изготовление открытки в любой известной технике Раздел 2. Работа с тканью и пряжей. Тема. Украшения для волос из Японии цумами канзаши. Теория. История, виды. Технология изготовления. Практика. Работа по изготовлению цветка подсолнуха. Тема. Снежные новогодние бантики Теория. Технология изготовления банта саюри, основные формы. Анализ устройства изделия: детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определение способа соединения деталей. Практика. Работа по плану. Изготовление бантов Тема. Бабушкин тапочек. Заготовка выкройки, раскрой деталей, Плетение. Теория. Функциональные украшения интерьера. Использование атласной ленты. Полотняное переплетение. Практика. Изготовление органайзера Тема. Декор комнаты. Венок- Новогодний дворик. Теория. Работа со шпагатом и фетром с использованием декоративных элементов. Взаимное расположение деталей ,способы соединения деталей. Практика. Изготовление каркаса, элементов венка. Сборка Тема. Новогодний сувенир-символ года Змейка.Игрушка из фетра «Домик» Теория. Простейшие швы, материалы ,инструменты и приспособления для работы. Практика. Изготовление игрушек из фетра Тема. Ковроткачество своими руками. Изготовление рамки с нитями основы. Работа над полотном. Теория.Гобелены. Плетение на тарелке бумажной. Практика. Плетение небольшого мотива для украшения интерьера Оформление работы. Тема. Декорирование одежды. Брошь из фетра. Теория. Знакомство с видами декора одежды. История броши. Технологией изготовления объемных стежков Практика. Работа над композицией. Тема. Символ масленицы. Подвеска из бумажной тарелки и пряжи Практика. Плетение на бумажной тарелке. Сувенир на массленицу Тема. Мешочек счастья (сувенир-магнит) 14 Теория. Кофейные сувениры. Практика. Выкраивание деталей, изготовление игрушки, декорирование. Тема. Кукла тряпичная в народном стиле Теория. Народные куклы и их виды. Куклы-обереги.Технология изготовления. Практика. Выкраивание деталей, изготовление игрушки, декорирование Раздел 3. Работа с бросовым и природным материалом. Тема. Игрушки из носков. Совенок,куколка Теория. Шов « строчка», Технология работы с бросовым материалом. Практика. Изготовление игрушек из непарных носков Тема. Игольница из баночки Практика. Оформление верхней части игольницы вышивкой. Тема. Корзинка для мелочей (банка от майонеза) Теория. Эргономика в дизайне интерьера. Практика. Заготовка элементов и основы. Декорирование тканью и тесьмой. Тема. Букет из цветной бумаги и пластиковой бутылки.Сборка Практика. Декорирование основы из пластиковой бутылки бумажными цветами Тема. Роспись камней акрилом Теория. Правила работы с камнем. Особенности акриловых красок Практика. Роспись камней Раздел 4. Работа с соленым тестом. Тема. Картина. Рисование соленым тестом. Теория. Знакомство с новым видом творчества. Инструменты и приспособления, материалы. Практика. Изготовление картины из соленого теста, сушка,раскрашивание, Раздел 5. Подготовка и выполнение проектной творческой работы защита работы. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы IV. Календарный учебный график Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся, техники безопасности. Каникулярное время с 28 декабря 2024 по 14 января 2025 г.Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством Российской федерации на 2024-2025 гг. В конце каждого года обучения проводится выставка работ обучающихся, выполняется коллективная тематическая работа. 15 Группа Кол-во учебных недель в год Дата окончания обучения по программе 30.05.25 Всего учебных дней в год Кол-во Режим учебных занятий часов в год 34 Дата начала обучения по программе 02.09.24 8 лет 34 68 11 лет 34 02.09.24 30.05.25 34 68 1 раз в неделю 1 раз в неделю Календарный учебный график 2 класс № п/п Дата 1. 07.09 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 11. 23.11 12. 13. 14. 15. 30.11 07.12 14.12 21.12 16. 17. 18. 28.12 18.01 25.01 19. 01.02 20. 21. 08.02 15.02 22. 22.02 Название темы Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты. Порядок работы. Основные правила работы. Игрушка с секретом Экскурсия в осенний парк. Сбор листьев Рисование листьями «Осенний лес» Что я видел летом? Коллективная работа,осенняя гирлянда Пластилинография «Компот» Мой щенок . Обрывная аппликация. Закладка из бумаги и картона.Карандаш Поздравительная открытка маме Сердце для мамы.Объемная поделка из бумаги Полосатый кот. Комбинированная аппликация Новогодние игрушки из шишек Новогодние игрушки из картонных втулок Открытка « С Новым годом» Декоративная работа в смешанном стиле «Снежинка» (гуашь + цв.бумага) Совушка.Игрушка из пряжи и картона Пластилинография «Кот» Веселая парикмахерская. Коллективная работа На дне морском. Объемная аппликация из бумаги Свитер для мишки. Плетение из полос Изготовление поделки из одноразовой бумажной тарелки «Рыба-Кит» Подарок к 23 февраля. Пластилинография Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 23. 01.03 Лепная картина. «Ромашка для мамы» 2 24. 15.03 2 25. 26. 22.03 29.03 27. 28. 05.04 12.04 Изготовление поделки из одноразовой бумажной тарелки «А может быть ворона?..» Веселая улитка. Аппликация Платок .Пластилинография (аппликация) и пряжа Жуки из бумаги и картона Весенняя аппликация. Дерево и скворечники Пасха. Русские обряды. Изготовление игрушки из бумаги «Пасхальный кролик» Летняя поделка « Любимое мороженое» Открытка к 9 мая в смешанной технике (пластилинография + рисунок) 2 2 2 2 29. 19.04 2 30. 31. 26.04 03.05 32. 10.05 Коллективное панно «Солнечные подсолнухи» 2 33. 34. 17.05 24.05 Скоро лето! Летний наряд Выставка поделок 2 2 2 2 Календарный учебный график 5 класс Название темы Количество часов всего Вводное занятие. Знакомство 2 Технология изготовления, основные 2 № п/п Дата 1. 2. 02.09 09.09 3. 16.09 4. 23.09 5. 6. 7. 30.09 07.10 14.10 8. 21.10 9. 11.11 Картина. Рисование соленым тестом. Оформление 2 10. 18.11 Бабушкин тапочек. Заготовка выкройки, раскрой деталей, Плетение. 2 11. 25.11 Соединение деталей. Декоративное оформление изделия. 2 12. 02.12 Декор комнаты. дворик. 2 формы. Кусудамы -лекарственные шары Модульное оригами. Кусудама «Цветочный шар» Закладка в японском стиле в технике оригами Лесные открытки. Книга для записи рецептов Украшения для волос из Японии цумами канзаши Картина. Рисование соленым тестом. Венок- Новогодний 2 2 2 2 2 2 17 13. 14. 15. 09.12 16.12 23.12 Скрап-открытка «С Новым годом!» Снежные новогодние бантики-канзаши Новогодний сувенир-символ года Змейка 2 2 2 16. 13.01 Игрушка из фетра .Домик 2 17. 20.01 Игольница из баночки 2 18. 27.01 2 19. 03.02 20. 21. 10.02 17.02 Ковроткачество своими руками. Изготовление рамки с нитями основы. Работа над полотном. Ковроткачество своими руками. Изготовление рамки с нитями основы. Декорирование Корзинка для мелочей (банка от майонеза) Букет из цветной бумаги и пластиковой бутылки.Заготовка цветов 22. 24.02 Букет из цветной бумаги и пластиковой бутылки.Сборка 2 23. 24. 25. 03.03 10.03 17.03 2 2 2 26. 24.03 Декорирование одежды. Брошь из фетра. Роспись камней акрилом Символ масленицы. Подвеска из бумажной тарелки и пряжи Игрушки из носков. Совенок 27. 07.04 Игрушка из носка, куколка 2 28. 29. 30. 31. 32. -33. 14.04 21.04 28.04 05.05 12.0519.05 26.05 Мешочек счастья (сувенир-магнит) Кукла тряпичная в народном стиле 2 2 2 2 4 34 Панно к Дню Победы Открытка хорошему человеку Подготовка и выполнение проектной работы творческой 2 2 2 2 Выставка работ V. Условия реализации программы Материально-технические условия: Для занятий по программе используется отдельный кабинет технологии. Классы, для которых оборудован кабинет – 1-11. Площадь кабинета 48.4 кв.м. Число посадочных мест 16. Нахождение кабинета: здание интерната при РЖД лицее №17, 1 этаж. Освещение: 8 люминесцентных ламп. Цвет мебели: светлый орех. Пол деревянный, покрыт линолеумом. Количество окон: 4 ,с фрамугами для проветривания. Затемнение. Стены: цвет персиковый, окрашены водоэмульсионной краской. 18 Потолок: белый, окрашен водоэмульсионной краской. Подведены водоснабжение и канализация. Инструменты и приспособления: -простой карандаш, - ножницы; -линейка, фломастеры, - пинцет и палочки для набивки -маркеры, игрушки; -угольник, - швейная машина; -циркуль, - доска для утюжильных работ; -ножи канцелярские - электрический утюг; -кисточка для клея и красок. - клеевой пистолет -набор игл разной величины; напёрсток; Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, цветной картон; вата, тесьма, эластичная лента, кружева; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, Схемы складывания изделий, белая бумага, бумага для скрапбукинга, дыроколы, трафареты, шаблоны, клей-пистолет. - нитки катушечные разных цветов; - нитки: суровые, шерстяные, мулине; - сантиметровая лента; - копировальная бумага; - различные виды тканей: х/б, трикотажное полотно, шёлк, капрон, мешковина, фетр,мех; - фурнитура: пуговицы, крючки; - бисер, бусинки; - портновские булавки; Информационно-методические условия реализации программы 1. Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html 2. @ta_podelkaТворчество .Авторские идеи из подручных материалов https://vk.com/public211268503 3. Детские поделки https://vk.com/det_podelki 4. craft crazy Genius.Поделки из бросового и природного материала https://www.youtube.com/c/craftcrazyGenius/videos 5. Anechkalapikova творческая мама https://vk.com/public211298716 6. Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/ 7. Сайт «Ярмарка мастеров» https://www.livemaster.ru/ 19 8. Яндекс.Дзен. https://zen.yandex.ru/ Дистанционное обучение Данная программа может в отдельных случаях реализовываться дистанционно через специально созданную среду и включает информацию по основным темам и разделам программы. Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающимся. Следует предложить детям такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ с дистанционным взаимодействием. В дистанционном обучении могут применяться компьютерные технологии оффлайн: педагог направляет материалы обучающимся, для изучения и задания для самостоятельного выполнения с учётом индивидуальных особенностей. Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. Дидактические материалы для обучения выкладываются на электронных площадках ,на сайте учреждения, мессенджеры. Для закрепления и обобщения изученного материала используются мессенджеры,где индивидуально педагог просматривает работы, анализирует возникающие трудности и корректирует образовательный маршрут. Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать: разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием; фрагменты и материалы доступных образовательных интернет - ресурсов; инструкции по выполнению практических заданий; тестовые задания; В ходе проведения занятий в дистанционном режиме просматривается обратная связь педагога с обучающимися по результатам выполнения заданий. Необходимым условием реализации дистанционных технологий обучения является наличие включенного контроля за усвоением знаний и контроль за выполнением, обучающимся самостоятельной работы. Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия: размещение учебного материала в сети Интернет; выполнение обучающимися заданий по фотоурокам и слайд презентациям, предъявление педагогу фотографий рисунков в электронном виде; выполнение учащимися небольших по объему творческих заданий. Кадровое обеспечение: педагог ,реализующий программу, имеет среднее специальное педагогическое образование, высшую категорию 20 V.Список литературы. Для педагога: 1. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов».Москва. Мой мир. 2006. 2. Ники Вилер «Мягкие игрушки»-М.:изд.Контэнт,2004. 3. Ольга Воронова «Сумки. Шьем, вяжем, декорируем»-М.: Издательство: Эксмо,2011 4. Карен Майер-Эберт . « Мой ручной мир.101 креативная идея. Необычный декор из обычных материалов своими руками»-Издательство: Астрель, Полиграфиздат,2011 5. Анна Зайцева. «Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике».-Издательство: Эксмо 6. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома. Спр авочное издание. Авт.-сост. Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001. 7. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009 8. Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001, 9. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г. 10. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008 Для родителей и обучающихся: 1. Ховорт, Ж. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластика для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества. / Перевод с англ. О. Озеровой. – М.: изд-во Эксмопресс,2000. – 128 с.: ил. 2. Шалаева, Г.П. Учимся рисовать / Г.П. Шалаева. –М.: АСТ: СЛОВО,2010.-224.ил. 3. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. 4. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.10.Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент» Издательство «Ниола-Пресс» 2006г. 5. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»Москва Мой Мир 2008г. 6. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги»ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009г. 7. Жданова Л. «Подарки к празднику»ООО «Хатбер – пресс», 2008г 21