Рабочая программа Семьеведение

Mrrrrrd crE p c rB o rrp o cB E rrl EH vIA p o ccrlfr cK ofr onIEPArIr4r{
MI{HIITCTE PC TB O OEPA3 OBAHI{q I{ HA)TKI'T AMYP CKOI{ OE JIACTI4

oTKPbrroE AKIII{OHEPHOE OEIIIECTBO
'' PO C

CITI4CKI{B XTEIESHbIE AOPOTI4''

IIACTHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbIIOE )TqPEXAEHI4E
(PX{A

ilAr{sfr

i\b L7>

COTJIACOBAHA

PACCMOTPEHA
Ha 3aceAaHI4I4 MeroAl4qecKoro coBera
llporoxol o'r <<22>> aBrycra 2024 r. l"lb

'6:;#t+;'}

3aMecTI4TetIeM AHpeKTOpa

rroBoclll{Tarenrnofi Pa6ore
Ilpororol or <23> asrycra 2024 r' Nsi

1

PAFOTIAfl TIPOIPAMMA
(rD 6300 r73)

KYPCA BHEYP OIIHOfi AE,fl TEJIbHOCTIT

(CEMbEBEIEHHE>
1].ilA

OByr{AIOilII'D(C-fl

1

0- 1 1

KJIACCOB

urr. EpoQefi IIanJIoBI'Iq
2024 roa

r

Ilb 173

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» .  .  .  . 19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
(далее — ​программа) для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций составлена на основе требований и положений:

•

федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 г.) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего
образования (утверждена приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего
образования»);

•

федеральной рабочей программы воспитания на уровне среднего общего образования (является составной частью федеральной образовательной программы среднего общего образования,
раздел 130).

Нормативными основами разработки содержания программы
являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-­
нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;

3

4) Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от 25 августа 2014 г. № 1618‑р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 996‑р);
6) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена Указом Президента Российской Федерации
от 02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской
Федерации Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В настоящее время на государственном уровне реализуются
многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено
в ряде нормативных правовых документов (Конституции Российской
Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-­
нравственных ценностей», распоряжении Правительства Российской
Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618‑р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации
на период до 2025 года»). В распоряжении Правительства Российской
Федерации № 2580‑р от 16 сентября 2021 г. «О плане мероприятий
по реализации Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года» также отмечается необходимость
проведения мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства, поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства,
распространение в субъектах Российской Федерации лучших реги-

4

ональных практик реализации проектов и программ родительского
просвещения и семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций и их родителей
(законных представителей) традиционных семейных ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых
ценностей российского общества и семейных традиций. В то же время
в российском обществе констатируется кризисное состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый
брак и рождения детей, росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях. Как следствие происходит
разрушение традиционных моделей семейных отношений, что неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению
в брак, их адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей.
Таким образом, актуальность программы курса внеурочной
деятельности «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов
общеобразовательных организаций обусловлена необходимостью
целенаправленной деятельности по формированию ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях
в семье на основе традиционных российских духовно-­нравственных
ценностей, социальных и семейных традиций, принятых в российском
обществе правил и норм поведения.
Цель курса — ​формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку.
Основные задачи курса:

•

формирование у обучающихся представлений о значении семьи
для полноценного существования человека, развития общества
и обеспечения устойчивости государства;

•

стимулирование положительного эмоционального отношения
обучающихся к семье и браку, поддержка установки на семейный
образ жизни, рождение и воспитание в семье детей;
5

•

обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся
на основе воспитания в духе традиционных российских духовно-­
нравственных ценностей, соблюдения принятых в российском
обществе правил и норм поведения, поддержания социальных
и семейных традиций.

Методологические основы курса базируются на следующих
подходах:

•

Аксиологическом подходе, который является ведущим в разработке содержания курса и определяет его ценностно-­смысловое
содержание, ценностные доминанты и целевую ориентацию на формирование отношения подрастающего поколения к семье и браку
на основе традиционных российских ценностей. Инвариантное
ценностно-­
целевое содержание курса определяет общее для всех
граждан Российской Федерации, вне зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое
представлено в нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных ценностей. Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-­целевого содержания курса,
которое определяется культурно-­
историческими особенностями
и традициями народов России, российских традиционных религий,
отражает мировоззренческое, культурное разнообразие граждан,
семей, народов России, российского общества, регионов России,
образовательных организаций.
Исходя из этого, программа включает инвариантный (базовый)
компонент, содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент, который формируется с учетом
региональной и местной социокультурной специфики, потребностей
обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта реализации семейноориентированного курса.

•

Междисциплинарный подход подразумевает проектирование
содержания курса на основе знаний, умений и навыков, полученных
обучающимися при освоении ими федеральной образовательной

6

программы соответствующего уровня образования, а также опору
на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как
психология, педагогика, социология, медицина, экономика и право.

•

Системно-­деятельностный подход обеспечивает практико-­
ориентированный характер содержания курса, полисубъектное
взаимодействие в системе «педагоги — ​обучающиеся — ​родители»,
использование вариативных методов, форм и средств освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы организации внеурочной деятельности при реализации
программы предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную
и исследовательскую деятельность. Предусмотрено использование
ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения, дополнительного и профессионального образования, детских общественных организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и предполагает включение в учебный план образовательной
организации в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа служит основой для разработки рабочих программ
в составе основной образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с ее особенностями: организационно-­
правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, учетом этнокультурной специфики, особых образовательных
потребностей обучающихся.
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральными
программами воспитания
Программа ориентирована на достижение целевых ориентиров
результатов воспитания на уровне среднего общего образования:

7

•

осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном
и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе;

•

проявляющий
приверженность
традиционным
духовно-­
нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-­нравственных ценностей и норм с осознанием
последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям;

•

ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимание брака
как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания в семье детей; неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности;

•

понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других
людей;

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию; соблюдающий и пропагандирующий безопасный
и здоровый образ жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности
разного вида в семье, в образовательной организации, в своей
местности.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семьеведение» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения федеральных образовательных программ (ФОП)
среднего общего образования, прежде всего в части содержания
образования о семье и браке, межличностных и социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и брака на уровне среднего общего образования.

Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовно-­
нравственным (в том числе семейным) ценностям, культуре
народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;

•

готовность противостоять деструктивной идеологии, включая
культивирование эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака,
многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;

•

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;

•

осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация
на создание крепкой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей;

9

•

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей;

•

ответственное
к старшим;

•

неприятие
насилия
ответственности;

•

развитие социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них,
проявлять к ним интерес и разрешать конфликты;

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, понимание значения личных усилий в сохранении
и укреплении своего здоровья и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально значимой трудовой деятельности в семье.

отношение
в

к

своим

семье,

родителям,

ухода

от

уважение

родительской

Метапредметные результаты:

•

освоение межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),
способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

•

развитие креативного
проблем;

•

овладение навыками учебно-­
исследовательской и проектной
деятельности;

мышления

10

при

решении

жизненных

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информационными источниками, оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и морально-­этическим
нормам;

•

владение различными способами общения и взаимодействия,
умение аргументированно вести диалог;

•

владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный
опыт; принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков.
Предметные результаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские
духовно-­нравственные ценности, ценностное отношение к семье
и браку, систему межличностных отношений;

•

владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества
и государства, о браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей и традиций, ответственном
родительстве;

•
•

владение знаниями о правовых основах семьи и брака;

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи,
способах предотвращения и преодоления семейных конфликтов
и кризисов;

•

владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья,
в том числе репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношений
в семье (с учетом реализации вариативного ценностно-­целевого
содержания курса);

•

восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки явлений с позиций традиционных российских
духовно-­нравственных ценностей;

владение знаниями о направлениях государственной семейной
политики, мерах государственной поддержки семьи;

11

•

умение применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.

Освоение обучающимися курса предполагает присвоение ими
ценностного содержания, поэтому личностные результаты и уровень
достижения целевых ориентиров воспитания могут оцениваться
посредством инструментов, нацеленных на закрепление знаний,
решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:

•

исследование ценностного отношения обучающихся к семье,
браку, осознанному родительству и пр. до начала курса и по итогам его освоения;

•
•
•

проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-­значимых проектах и акциях
по тематике курса и пр.

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1. Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества личности. Самоидентификация, самопознание, самовыражение
и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность личности. Личность и «личина». Пути и способы самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
1.2. Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — ​
последнее время детства и первый возраст
взрослости. Социально-­
коммуникативные и психофизиологические
особенности юношеского возраста. Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование будущего.
Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих
процесса взросления и самоопределения личности.
1.3. Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-­
к ультурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества, определяющие мужественность и женственность. Гражданско-­правовое равноправие полов как конституционная
норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и качества будущего спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
2.1. Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-­
нравственные ценности — ​
основа государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как
традиционная ценность. Ценности человека — ​основа его личности.
Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье. Семья
как важная составляющая человеческого счастья.

13

2.2. Что делает семью крепкой: семейные ценности
и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — ​основа сплоченной и крепкой
семьи. Традиции — ​способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм, образцов поведения, обычаев.
Старшее поколение — ​хранитель семейных традиций, семейной истории, основа семейной общности. Семейная история — ​часть общего
наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей как условие поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия
общества.
2.3. Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения. Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать, принимать позицию другого и идти
на компромиссы — ​
основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
2.4. Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — ​фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения — ​составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей. Традиции в укладе современной
российской семьи. Закономерности формирования уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию. Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — ​основа благополучия в будущем. Качества и факторы,
влияющие на выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие,
единство во взглядах и ценностных установках как основа любви.

14

3.2. Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание,
знакомство с родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга. Особенности общения на этапе
романтических отношений. Правила личной безопасности при знакомстве и в начале отношений.
3.3. Подготовка к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — ​
главное условие
успешности брака и стабильности будущей семьи. Основные составляющие подготовки к браку. Синхронизация личных жизненных целей
и установок — к
​ лючевое условие готовности к семейной жизни.
3.4. Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — ​
изменение социального статуса человека
и рождение новой семьи. Подача заявления и регистрация брака.
Свадьба как знаковое событие в жизни человека. Брак как основное
условие создания семьи. Единые цели и ценности, доверие супругов — ​
основа устойчивых отношений в молодой семье.
3.5. Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — ​формирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой
семье. Совместное ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — ​важные аспекты становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — ​условие успешного
решения затруднительных ситуаций.
3.6. Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свой­с тво человеческой природы. Готовность стать родителями. Мотивы рождения детей и их
влияние на будущее семьи. Статус родителя и подготовка к нему.
Ответственное родительство.

15

3.7. Рождение ребенка. Родительство (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей.
Способы преодоления проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка.
3.8. Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие
родительской любви. Забота о детях, их воспитание — ​право и обязанность родителей. Соблюдение баланса в воспитании. Эмоциональная
связь с ребенком — важное слагаемое родительства.
3.9. Родители и дети. Взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — ​условие сохранения традиций и ценностей
семьи. Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках. Уважение, доверие, забота — ​основа отношения
детей к родителям.
3.10. Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,
ценностных установок супругов. Наиболее частые причины семейных
конфликтов. Условия и способы конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
3.11. Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения семейных кризисов. Нормативные и ненормативные семейные
кризисы. Способы и условия преодоления кризисов. Родители и дети
в ситуации семейных кризисов.
Вариативный компонент (2 ч.)

16

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.) 1
4.1. Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха. Здоровый образ жизни как фундамент благополучия
семьи. Забота о своем здоровье в юности — ​профилактика возможных
семейных проблем. Составляющие здорового образа жизни.
4.2. Полезные и вредные привычки (1 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные
привычки, их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни. Формирование привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
4.3. Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни. Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью — ​
первый шаг к осознанному родительству. Источники получения знаний
о репродуктивном здоровье и современные возможности его диагностики и поддержания.
4.4. Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей, гармоничные семейные
отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости
семьи.
4.5. Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — ​
важная составляющая семейной жизни.
Финансовая грамотность — ​залог финансовой стабильности и благо1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ ФГАОУ ВО РНИМУ
им. Н. И. Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей
НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

17

получия семьи. Планирование и распределение семейного бюджета,
предупреждение возможных рисков — ​важные навыки для обеспечения психологического благополучия семьи, поддержания здорового
образа жизни.
Вариативный компонент (3 ч.)
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
5.1. Семейная политика Российской Федерации и меры
государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — ​
приоритет государственной политики
России. Меры поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками пользования государственными
и социальными услугами — ​элемент правовой культуры семьи. Социальные и психологические службы, общественные и религиозные
организации — ​ресурс помощи и сопровождения семьи.
5.2. Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности
членов семьи (1 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — ​
основа определения правового статуса семьи и ее членов. Права,
обязанности и законные интересы членов семьи. Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и исполнении
обязанностей. Правовая грамотность и ее значение в жизни современной семьи.
Вариативный компонент (2 ч.)

2

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ «Всероссийский научно-­исследовательский институт труда» Минтруда России.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
№
п/п

Наименование
разделов и тем
курса

Кол-во
часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика деятельности
обучающихся

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1 Личность. Быть
или казаться

1

Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества
личности. Самоидентификация,
самопознание, самовыражение
и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность
личности. Личность и «личина».
Пути и способы самовыражения.
Моральный выбор и его влияние
на дальнейшую жизнь

Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».
Выполнение практического рефлексивного
задания.
Работа с цитатами, беседа.
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка», обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

1.2 Эта трудная работа
взросления

1

Период юности — п
​ оследнее время
детства и первый возраст взрослости. Социально-­коммуникативные
и психофизиологические особенности юношеского возраста. Кризис
юности и условия его преодоления.
Взросление и самоопределение,
планирование будущего. Планирование будущей семейной жизни как
одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения
личности

Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер».
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д. Б. Эльконину».
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи — ​
В. Высоцкий «Песня о возрасте».
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор».
Беседа о планировании будущей семейной жизни.
Работа с иллюстративным материалом. Заключительная беседа

19

1.3 Мужественность и женственность

1

Историко-­к ультурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества, определяющие
мужественность и женственность.
Гражданско-­правовое равноправие
полов как конституционная норма
и основополагающий принцип
семейного права. Черты и качества
будущего спутника жизни

Работа с иллюстративным материалом, беседа.
Работа с понятиями «мужественность»
и «женственность».
Работа в группах: составление перечня качеств,
определяющих мужественность и женственность.
Работа с фрагментами литературных произведений, иллюстрирующих понятия мужественности
и женственности.
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»).
Заключительная беседа

Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
2.1 Семья как
традиционная
российская
ценность

1

Традиционные российские духовно-­
нравственные ценности — ​основа
государства, общества и семьи.
Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — о
​ снова его личности.
Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье. Семья
как важная составляющая человеческого счастья

20

Беседа, работа с цитатами.
Работа с понятиями «культурный код», «ценности».
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до понедельника».
Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа

2.2 Что делает
семью крепкой: семейные
ценности
и традиции

1

Семейные ценности и традиции — ​
основа сплоченной и крепкой
семьи. Традиции — с
​ пособ передачи
из поколения в поколение нравственных установок, ценностей,
норм, образцов поведения, обычаев. Старшее поколение — х
​ ранитель семейных традиций, семейной
истории, основа семейной общности. Семейная история — ч
​ асть
общего наследия нашего народа.
Укрепление семейных ценностей
как условие поддержания единства,
стабильности, гармонии и благополучия общества

Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее».
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции».
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение новеллы О. Генри «Дары волхвов», заполнение таблицы.
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Работа в парах/мини-группах: «проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи

2.3 Искусство
быть вместе

1

Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения. Общие ценности
как основа взаимопонимания.
Умение слышать и слушать, принимать позицию другого и идти
на компромиссы — ​основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье

Чтение и обсуждение притчи.
Беседа о нормах и правилах поведения и общения в семье.
Выполнение практического задания: составление
памятки «Как правильно общаться в семье».
Работа в группах: обсуждение способов выражения любви, составление мини-текста о способах
выражения любви в семье.
Работа с цитатами.
Заключительная беседа

21

2.4 Уклад семьи

1

2.5 Вариативный
компонент 3

2

Семейный уклад — ​фундамент
семейной жизни. Ценности, традиции, отношения — составляющие
семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских
семей. Традиции и новации в укладе
современной российской семьи.
Закономерности формирования
уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада

Чтение и обсуждение фрагмента романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных произведений (по выбору).
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных ориентаций
современной молодежи

Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
3.1 Любовь и влюбленность.
Выбор спутника жизни

3

1

Любовь в жизни человека. Любовь
как стимул к самосовершенствованию. Любовь и влюбленность.
Качества и факторы, влияющие
на выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие, единство
во взглядах и ценностных установках как основа любви

Чтение и обсуждение стихотворений Р. Рождественского, Б. Заходера.
Работа с иллюстративным материалом.
Беседа по высказыванию Л. Н. Толстого.
Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Различия отношений во влюбленности
и любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Выполнение практического задания: составление
перечня качеств будущего избранника.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта реализации семейноориентированных курсов

22

3.2 Романтические
отношения

1

Этапы романтических отношений:
знакомство, первое свидание, знакомство с родителями. Личностные
качества избранника и ожидания
молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе
романтических отношений. Правил
личной безопасности при знакомстве и в начале отношений

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Вам
и не снилось».
Работа в группах: выполнение практических заданий на темы «Знакомство», «Первое свидание»,
«Знакомство с родителями».
Составление памятки «Правила личной безопасности при знакомствах и общении в Интернете
и соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Москва
слезам не верит».
Заключительная беседа

3.3 Подготовка
к созданию
семьи

1

Личностная готовность к семейной
жизни — ​главное условие успешности брака и стабильности будущей
семьи. Основные составляющие
подготовки к браку. Синхронизация
личных жизненных целей и установок — к
​ лючевое условие готовности к семейной жизни

Работа с понятием «готовность к вступлению
в брак».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы (знания, умения, навыки, необходимые
для вступления в брак).
Работа в группах: анализ классификации видов
готовности к браку и оценка собственного уровня
готовности к браку.
Выполнение практического задания: проектирование способов повышения собственного уровня
готовности к браку.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Большая
перемена».
Заключительная беседа

23

3.4 Свадьба.
Становление
семьи

1

Заключение брака — ​изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи. Подача
заявления и регистрация брака.
Свадьба как знаковое событие
в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи.
Единые цели и ценности, доверие
супругов — ​основа устойчивых
отношений в молодой семье

Работа с иллюстративным материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед‑2».
Выполнение практического задания: анализ фрагментов нормативных документов.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Чтение и обсуждение фрагмента из романа
Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3.5 Первые годы
в браке

1

Первые годы брака — ф
​ ормирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи.
Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение
домашнего хозяйства и семейного
бюджета, организация совместного
досуга — в
​ ажные аспекты становления семьи. Взаимоуважение
и взаимопонимание — ​условие
конструктивного решения затруднительных ситуаций

Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван-­
Царевич и Серый Волк».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Одиноким предоставляется общежитие» и «По семейным обстоятельствам»
Выполнение практического задания: заполнение таблицы «Обязанности супругов в семье»,
обсуждение.
Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания: формулирование правил совместной жизни для
молодоженов

3.6 Мотивы
рождения
детей

1

Любовь к детям как неотъемлемое
свой­с тво человеческой природы.
Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему.
Ответственное родительство

Работа с иллюстративным материалом и цитатами.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было».
Работа со справочной информацией, беседа
о родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

24

3.7 Рождение
ребенка.
Родительство

1

Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей. Установки
и ожидания будущих родителей.
Способы преодоления проблем
и разногласий, связанных с рождением ребенка

3.8 Родительская
любовь. Воспитание детей

1

Принятие, поддержка, уважение,
Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертиндоверие как составляющие родиского «Доченьки».
тельской любви. Забота о детях, их
Работа с понятием «родительская любовь».
воспитание — ​право и обязанность Чтение фрагментов из повестей Л. Н. Толстого
родителей. Соблюдение баланса
«Детство» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», беседа.
в воспитании. Эмоциональная связь
Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безс ребенком — ​важное слагаемое
жизненное лицо».
родительства
Работа с цитатами о родительской любви и воспитании детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа.
Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа

25

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам».
Работа с понятием «родительство».
Выполнение практического задания «Введение
в понятие «родительство»».
Выполнение практического задания: составление
характеристики «идеального» родителя, беседа.
Работа в группах: заполнение таблицы «Изменения в семье и трудности, связанные с рождением
ребенка».
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3.9 Родители
и дети. Взаимоотношения
поколений

1

Связь поколений — ​условие сохранения традиций и ценностей семьи.
Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших
родственниках. Уважение, доверие,
забота — ​основа отношения детей
к родителям

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка».
Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова «Дорогие мои старики».
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», беседа.
Выполнение практического задания «Слова
благодарности».
Просмотр и обсуждение социальной рекламы.
Заключительная беседа

3.10 Конфликты
в семье
и способы их
преодоления

1

Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,
ценностных установок супругов.
Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и способы конструктивного разрешения
семейных конфликтов. Влияние
конфликтов на семью

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам».
Работа с понятием «конфликт».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам
и не снилось», «Однажды двадцать лет спустя».
Выполнение практического задания: анализ типологии конфликтов, заполнение таблицы.
Выполнение практических заданий на основе
техники «Я-высказывание».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Конструктивное и неконструктивное
поведение в конфликтной ситуации».
Выполнение практического задания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

26

3.11 Преодоление
семейных
кризисов

1

3.12 Вариативный
компонент

2

Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения
семейных кризисов. Нормативные
и ненормативные семейные кризисы. Способы и условия преодоления кризисов. Родители и дети
в ситуации семейных кризисов

Беседа. Работа с понятиями «кризис», «семейный
кризис».
Работа со справочной информацией (типология
семейных кризисов), обсуждение.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы, сопоставление понятий «конфликт»
и «кризис».
Работа в группах: проектирование советов
по преодолению семейных кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
4.1 Здоровый
образ жизни
семьи

1

Здоровье человека как фактор
личностного и профессионального
успеха. Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия семьи.
Забота о своем здоровье в юности — ​профилактика возможных
семейных проблем. Составляющие
здорового образа жизни

27

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье».
Беседа о здоровом образе жизни.
Выполнение практического задания: заполнение
кластера «Здоровый образ жизни».
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по здоровому образу жизни.
Заключительная беседа

4.2 Полезные
и вредные
привычки

1

Влияние вредных привычек
на благополучие семьи. Полезные
привычки, их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни. Формирование
привычек. Уклад семьи, основанный
на здоровом образе жизни

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Работа с цитатами, понятием «привычка».
Беседа о формировании полезных и вредных
привычек.
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф «Хороший мальчик».
Работа в группах: проектирование семейных традиций, способствующих формированию здоровых
привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван
Царевич и табакерка».
Чтение и обсуждение фрагментов литературных
произведений. Заключительная беседа

4.3 Основы репродуктивного
здоровья

1

Репродуктивное здоровье и его
взаимосвязь со здоровым образом жизни. Знание и понимание
угроз репродуктивному здоровью — п
​ ервый шаг к осознанному
родительству. Источники получения
знаний о репродуктивном здоровье
и современные возможности его
диагностики и поддержания

Чтение и обсуждение притчи.
Работа с понятием «репродуктивное здоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих на репродуктивное здоровье; формулирование правил сохранения репродуктивного
здоровья.
Работа с фрагментом научно-­популярного текста,
обсуждение.
Заключительная беседа

28

4.4 Психологическое здоровье
семьи

1

Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся
условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая
рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение
семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор
обеспечения психологической
устойчивости семьи

Вводная беседа. Работа с иллюстративным
материалом, определением понятий «стресс»,
«психологическое здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах: определение и обсуждение
критериев психологического здоровья семьи.
Беседа о влиянии стресса на семью, работа
со схемой «Стадии развития стресса».
Работа в группах: ознакомление с различными
способами саморегуляции.
Выполнение практического задания «Памятка
поддержания психологического здоровья семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

4.5 Экономическое благополучие семьи

1

Экономика семьи — ​важная
составляющая семейной жизни.
Финансовая грамотность — ​залог
финансовой стабильности и благополучия семьи. Планирование
и распределение семейного бюджета, предупреждение возможных
рисков — ​важные навыки для
обеспечения психологического
благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни

Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами».
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности.
Выполнение практического задания: анализ
семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление
памятки «Предупреждение финансовых рисков».
Заключительная беседа

4.6 Вариативный
компонент

3

29

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
5.1 Семейная
политика
Российской
Федерации
и меры государственной
поддержки
семьи

1

Дети и защита семьи — п
​ риоритет
государственной политики России.
Меры поддержки молодых семей
и семей с детьми в Российской
Федерации. Владение навыками
пользования государственными
и социальными услугами — ​элемент
правовой культуры семьи. Социальные и психологические службы,
общественные и религиозные организации — ​ресурс помощи и сопровождения семьи

Работа с цитатами.
Анализ нормативных документов.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
государства.
Выполнение практического задания: работа
с порталом «Госуслуги» и официальным сайтом
ФСС, изучение существующих мер социальной
поддержки.
Выполнение практических заданий: работа
с материалами о мерах поддержки молодых
семей.
Работа с цитатами.
Заключительная беседа

5.2 Правовые
аспекты
семейной
жизни: права
и обязанности
членов семьи

1

Семейное право и семейное
законодательство. Семейный
кодекс — о
​ снова определения правового статуса семьи и ее членов.
Права, обязанности и законные
интересы членов семьи. Принципы
взаимодействия членов семьи при
осуществлении своих прав и исполнении обязанностей. Правовая
грамотность и ее значение в жизни
современной семьи

Работа в группах: составление таблицы «Права
и обязанности членов семьи».
Выполнение практических заданий: работа с текстом «Семейное право. Права и обязанности
супругов и других членов семьи».
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три
богатыря и Шамаханская царица».
Беседа о возможности оформления супругами
брачного договора.
Заключительная беседа

5.4 Вариативный
компонент

2

Общее количество
часов по программе

34

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».