Программа летнего оздоров.лагеря Вместе Ярче РЖД лицея № 17 2024-2025 уч.год

Паспорт программы
Название программы
Цель программы

Направление
деятельности
Краткое содержание
программы

Учреждение,
реализующее
программу
Условия размещения

Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей Вместе Ярче»
Организация отдыха и оздоровления учащихся
лицея в летний период. Создание условий,
интересных, разнообразных по форме и
содержанию для обеспечения полноценного
отдыха, оздоровления детей и творческого
развития
Спортивно-оздоровительная
Программа содержит: план мероприятий,
реализующих программу; ожидаемые результаты
и условия реализации. Программа направлена на создание
условий для интересного, разнообразного, познавательного
отдыха, способствующего нравственному, творческому и
физическому развитию ребёнка, укреплению его
физического, психического и эмоционального здоровья.
Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №
17». 676000, Амурская область, Сковородинский
муниципальный округ, п.г.т. Ерофей Павлович,
ул.Пушкина, д.31. тел. 5-21

Помещение интерната Частного общеобразовательного
учреждения «РЖД лицей № 17»
Участники программы Программа рассчитана на школьников в возрасте 7-14 лет.
Сроки реализации
05.06.2024 – 28.06.2024 года,
программы
продолжительностью 21 календарных дней
Количество, возраст
Количество учащихся –64 чел. в возрасте от 7 до
участников
14 лет
Количество отрядов
4 отряда
Кадровое обеспечение Начальник лагеря – 1 чел.; воспитатель –4 чел.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания по организации отдыха детей и их оздоровления
в в Частном общеобразовательном учреждении «РЖД лицей №17» на 2025год
«Летний оздоровительный пришкольный лагерь «Вместе Ярче» с дневным
пребыванием детей» (далее – Программа воспитания, Программа) разработана на
основании Примерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей
и их оздоровления, подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена»
на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации». - Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ
«О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об
утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего
образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на
период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 №
1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к
организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся

организации (независимо от их организационноправовых форм) сезонного или
круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с
круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации
отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного
или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными
организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся
в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря
труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные
(профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в летнем
оздоровительном пришкольном лагере «Вместе Ярче» с дневным пребыванием детей
(далее – пришкольный лагерь «Вместе Ярче»), разрабатывается с учетом
государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного
процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным
образованием, соотносится с рабочей программой воспитания Частного
общеобразовательного учреждения «РЖД лицей №17».
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна
реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к
защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через
чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание
истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения
исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе
военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к
таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка,
основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению,
важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет
сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства.

Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и
индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела
так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает.
Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать
воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной
и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы,
мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных
организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена»,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи
«Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое
общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо
популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.
Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники
получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны,
формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости,
в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в спортивно –
оздоровительном лагере «Вместе Ярче» определяются содержанием российских
гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых
закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учётом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий
народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания,
реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный
российский
общенациональный
воспитательный
идеал
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования.
Цель воспитания: создание условий для личностного развития,
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания обучающихся:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на
практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической
основой
Программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих
принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребёнок имеет право на
признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его
человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;

- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметноэстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда
определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными
ценностями,
образцами
и
практиками.
Основными
характеристиками воспитывающей среды являются её насыщенность и
структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив.
Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского
коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития
временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех
участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
– патриотическое воспитание - любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание - воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей, воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;

- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности - развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и
общественной безопасности;
- ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, образования с учетом
личностных интересов и общественных потребностей;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в пришкольном лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации
воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в
совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учётом конструктивного
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся
динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются
личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – всё это способствует созданию
обстановки доверительности.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и
разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый
ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
направлений деятельности спортивно - оздоровительного лагеря «Вместе Ярче».
Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в
соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
календарном плане воспитательной работы ЛОЛ «Вместе Ярче» (Приложение),
утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений
воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
Направлен на формирование сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства, географии
и географическому разнообразию Российской Федерации, на проявление уважения к
государственным символам России, своего региона, к культурному наследию своего и
других народов России, праздникам, памятникам, традициям, боевым подвигам и
трудовым достижениям героев и защитников Отечества.
Деятельность реализуется по направлениям:
1.
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации и исполнения государственного гимна РФ используется на
торжественных мероприятиях, при открытии и закрытии смены, а также в дни единых
действий.
Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна
Российской
Федерации
при
проведении
церемонии
подъема
(спуска)
Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими
рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской
Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК295/06) и «Стандартом Церемонии
поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ1611/06).
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации.
2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план
воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим
рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - День русского языка (Юбилейный год А.С. Пушкина-225 лет со дня
рождения)
12 июня – День России;

22 июня - День памяти и скорби;
29 июня - День молодежи;
3. «Движение Первых»
С целью знакомства детей с государственной детско-молодежной организацией
«Движение первых» (при поддержке президента РФ Путина В.В.), представлений о
назначении его месте и роли о достижении приоритет национальных целей РФ и своем
личном вкладе в социально-значимую деятельность предусмотрены следующие
форматы:
- «День РДДМ «Движение Первых» проводится в середине каждой смены, чтобы
участники уже были знакомы друг с другом и у них была возможность после
мероприятия «День РДДМ «Движение Первых» выбрать, найти единомышленников,
обсудить возможности взаимодействия с участниками проекта.
- Форматы мероприятий, акций от Движения Первых в рамках Дней единых
действий.
4. «Цивилизованное наследие России»
Важный ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает
знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и
масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений,
которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся
должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и
примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто
прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся
знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами.
Изучают памятники культуры Отечества. Цивилизационное наследие как ценностный
ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая
происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы,
музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа,
мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта,
желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан,
развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего
региона, страны.
6. Просветительский проект «Без срока давности»
Целью данного мероприятия является патриотическое воспитание детей и
подростков, направленное на формирование их приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям-любви к Родине, доброте, милосердию,
состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать,
какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами,
формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном
превосходстве. Форматы участия в проекте:
- Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо
показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков,
защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде

советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока
давности.
- Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников
в годы Великой Отечественной войны.
7. «Ключевые мероприятия» пришкольного лагеря «Вместе Ярче»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия ЛОЛ «Вместе
Ярче», в которых принимают участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря
предусматривает:
- торжественное открытие и закрытие смены;
-торжественная церемония подъема Государственного флага РФ;
- тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно
перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат;
- тематические спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания.
2.2. Модуль «Отрядная работа. Коллективно – творческие дела»
Воспитательная работа в лагере «Вместе ярче» в отряде осуществляется на
основании плана-сетки, плана дня смены плана отрядной работы, включает все виды
деятельности. При этом отрядная работа заключается в создании благоприятного
эмоционально-психологического климата и безопасных условий пребывания, контроле
взаимоотношений и поведения, проведении воспитательных мероприятий в отряде
различных форм , направленных на сплочение отряда, развитие умения сотрудничать,
формирование взаимоуважения ,взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Прежде всего, в отряде ребенок может ощутить свою значимость, проявить
индивидуальность, творчество. Обстановка в лагере, оторванность от семьи,
способствует быстрому сближению детей, однако, этот процесс зависит от
педагогически грамотно организованной совместной деятельности детей, вожатых и
воспитателей. Отряд в условиях лагеря-временное объединение. Дети оказываются в
непривычной обстановке для них, им предстоит найти друзей, войти в контактную
группу, в ином случае они будут чувствовать себя некомфортно.
Воспитательный процесс в лагере основывается на положениях о логике
развития смены организуется с учетом следующих его основных этапов:
1 этап – организационный период. Охватывает 1 - 4 день смены и состоит в
адаптации детей к лагерю, коллективу, вожатым и пр. Этот период самый сложный и,
в то же время, важный в развитии и воспитании личности детей.
Именно здесь закладываются основы всего воспитательного процесса смены в
целом, которые и определяют эффективность всей последующей работы.
Основные усилия педагогического состава в организационный период смены
должны быть направлены на адаптацию ребенка к новым условиям жизни через
знакомство с лагерем, отрядом, создание в нем комфортных условий, определение
интересов и способностей каждого ребенка, создание условий для их раскрытия,
введение и принятие норм и правил поведения, проведение инструктажей по ТБ и
поведении в случае ЧП. В этот период основной акцент делается на отрядную работу,
которая позволяет сформировать коллектив, установить в нем систему правил,
безопасную безоценочную для детей ситуацию, безопасное пространство - все это

способствует созданию ситуации защищенности и самораскрытию всех членов отряда.
Отрядная работа этого периода имеет мощный развивающий, воспитывающий эффект,
поскольку направлена на социальное воспитание поскольку направлена на социальное
воспитание личности, выработку важных качеств личности (эмпатия, рефлексивность,
активное слушание, уважение, ценностные ориентации и пр.).
Критериями успешности организационного периода являются:
• ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд,
именно к этим вожатым;
• заинтересованность детей в дальнейшей деятельности отряда и лагеря;
• принятие норм лагеря и правил поведения в отряде, лагере, комнате.
Правильно организованный организационный период смены создает
благоприятную базу для развития и воспитания личности участников программы,
делая временный детский коллектив мощным инструментом формирования личности.
2 этап – основной период. Цель данного периода – реализация воспитательной,
развивающей деятельности, спланированной на смену, развитие органов
соуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность. На
этом этапе идет интенсивное развитие и воспитание личности на основе различных
воспитательных направлений Здесь, в рамках воспитательной работы, развивается
максимальная самостоятельность и активность детей ,обеспечивается интересная
разнообразная деятельность на основе совместных интересов и совместного
творчества, происходит обучение детей умению самостоятельно планировать и
анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах
самоуправления развивать и укреплять отрядные традиции, забота о сплочении
детского коллектива.
На этом этапе будут проводиться общелагерные мероприятия, при этом, их
вариативность и форма должны быть тщательно продуманы и ориентированы на
продолжение совместной деятельности в рамках отрядной работы в соответствии с
целями и задачами воспитания.
Критерий успешности основного периода – инициатива детского коллектива.
3 этап – заключительный (итоговый). Составляет 2 - 4 дня перед закрытием
смены. Выступает важным фактором в подведении итогов воспитания и развития
личности, резюмирует итог проведённого в лагере времени .
Кроме того, данный этап смены осуществляет и реадаптивную функцию,
предполагающую подготовку к возвращению детей в естественные, привычные для
них условия жизнедеятельности с приобретением багажом багажом знаний, умений и
навыков, новых личностных качеств.
Задачи, которые стоят перед педагогическим составом в этот период:
• создать атмосферу дружественного прощания, устранение негативных
воспоминаний и ощущений, актуализировать позитивные эмоциональные состояния;
• коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного
детского коллектива;
• самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым
ребенком;
• определить перспективы последействия лагеря для каждого ребёнка, поставить
задачи на будущее.
Критерии успешности периода:
- нежелание закрытие лагеря;

- желание сохранить среду общения;
- желание принимать участие в жизни лагеря;
- желание перенести в жизнь то, чему научились в лагере
В заключительный период смены каждому участник смены вручается
индивидуальная справка, где отражены полученные за смену воспитательные
результаты.
Соответствие содержания и направлений воспитательной работы с логикой
развития смены позволит высокие результаты в воспитании и развитии личности
участников программ по различным направлениям воспитательной деятельности
Центра. Поставленные задачи в отрядной воспитательной работе достигаются путём
организации следующих видов деятельности.
• Введение традиций, норм и правил поведения в отряде и контроль их
соблюдения. Это играет важную роль в воспитательном процессе, создает
благоприятную атмосферу в отряде, чувство защищенности , способствует
эффективному формированию временного детского коллектива ,воспитанию
личности.
• Создание имиджа отряда – создание неповторимого внешнего образа отряда
как команды (название, девиз, атрибуты, элементы одежды, оформление отрядных
мест и т.д.).
•Организация игрового процесса. Игровой процесс служит физическому,
умственному и нравственному воспитанию детей.
Через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений
между ними происходит познание окружающей действительности, социализация
ребенка, усвоение общественных ценностей, апробация тех или иных моделей
поведения.
Развиваются такие личностные качества, как саморегуляция, ответственность,
самообслуживание, происходит гармоничное включение самообслуживание,
происходит гармоничное включение в мир человеческих отношений.
• Развитие активности членов отряда. Является важным направлением
деятельности вожатого, воспитателя, способствует социально-коммуникативному
развитию личности и реализуется через побуждение вожатого, реализуется через
побуждение к активной социальной деятельности (акции, мероприятия),систему
соуправления, мотивацию к участию в самоуправления на уровне лагеря.
•Стимулирование к активному участию в мероприятиях смены. Предполагает
мотивацию детей к активному участию в программе и детей к активному участию в
программе и мероприятиях смены, поддерживает их инициативность и
самостоятельность.
• Трудовая деятельность участников смены. Трудовая деятельность необходима
для воспитания в детях трудолюбия, навыков самообслуживания, воспитания в детях
трудолюбия, самостоятельности, осознания важности труда в жизнедеятельности
человека. Реализуется через систему соуправления на уровне отряда и лагеря, систему
дежурства, организацию отрядом экологических акций, а также, через мотивацию и
контроль чистоты и порядка в комнатах, местах проживания, на отрядных местах и
территории центра.
•Организация диагностики отряда. Осуществляется с целью выявления
интересов детей, их воспитанности, комфортности пребывания их воспитанности,

комфортности пребывания в отряде, отслеживания результатов работы и получения
обратной связи.
Диагностический материал представлен экспресс - методиками, позволяющими
экономить время и дающими необходимую информацию для осуществления
эффективной отрядной работы и предоставляется психологом центра.
•Оказание педагогической поддержки. Воспитатель, педагог осуществляет
индивидуальную поддержку детей, имеющих трудности в адаптации, коммуникации,
требующих индивидуального подхода или имеющих иные проблемы и особенности.
В этом аспекте осуществляется тесная взаимосвязь с психологом центра,
оказывающим
психолого-педагогическое
информирование
по
организации
взаимодействия с ребёнком и применяющим необходимые меры по устранению
проблемы.
Ключевые мероприятия отрядной работы:
1. Коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы в отряде, как социальная деятельность детской группы,
правленная на создание нового продукта (творческого продукта), работы в тряде, как
социальная деятельность детской группы, разработаны и названы так И.П. Ивановым.
Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность,
предполагающая, участие каждого члена коллектива во всех этапах организации
деятельности, от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей направлена на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение
новых навыков и умений ,при которой вожатые действуют как старшие помощники и
наставники детей.
В понятии «КТД» важно каждое слово: Дело – потому что направлено на
улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни;
Коллективное – потому что планируется, готовится ,совершается, обсуждается
педагогами детьми совместно, как единомышленниками, как старшими и младшими
товарищами;
Творческое – потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая
сделанное и извлекая уроки на будущее, дети вместе с педагогами ведут поиск лучших
путей, способов решения практических задач, стараются действовать не по шаблону,
искать новые идеи.
Этапы проведения КТД:
Первый этап – подготовительная работа взрослых.
Второй этап – планирование КТД.
Третий этап – план подготовки дела.
Четвертый этап – проведение дела.
Пятый этап – анализ КТД – коллективное подведение итогов.
Виды КТД по направленности деятельности: трудовые, творческие,
познавательные, художественные, экологические, досуговые, экологические,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность
определенным видом общественного ценного опыта.
2. Огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода , огонек –
анализ дня, огонек прощания ,тематический огонек. Специфическая форма общения
детей и взрослых, представляющая собой коллективное, обсуждение отрядом и

педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде
взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
3. Отрядное дело - это совместная деятельность детей в определенный
фиксированный промежуток времени, с воспитательной целью. Отрядное дело
позволяет раскрыть жизненные ресурсы отряда, направленные на взаимодействие
всего детского коллектива.
2.3. Модуль «Самоуправление»
Важной задачей современной система образования является формирование у
детей и подростков навыков самостоятельности, культурных потребностей и
жизненных принципов, ориентированных на развитие целостной, социально
адаптированной личности.
Реализация данной задачи в полной мере возможна в условиях детского
спортивно – оздоровительного лагеря «Ласточка». В детском спортивно
оздоровительном лагере «Ласточка» создана такая обстановка, при которой каждый
ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В
этом плане важную роль играет участие детей в управлении лагерем, или иначе
развитие самоуправления.
Самоуправление помогает почувствовать всю сложность социальных
отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства,
предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в
коллективе. Посредством своего участия в решении проблем отряда и лагеря дети
вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной
жизни.
В условиях спортивно – оздоровительного лагеря «Вместе ярче» формируется
детское самоуправление, которое строится на взаимоподчинении детей и сочетается с
педагогическим руководством взрослых.
Детское самоуправление в лагере строится на трех взаимосвязанных между
собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».
Детское самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период, поэтому немаловажным в организации самоуправления в
лагере является его структура. Какой-то единой, унифицированной структуры, на
каждую смену быть не может. Это зависит от тематики и специфики смены. К тому же
её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух
одинаковых коллективов и двух одинаковых смен, не может быть и идеальной
структуры: то, что хорошо для одного коллектива или для одной смены не всегда
срабатывает в других условиях. Это значит, что структура всегда специфична и право
решить, какой она будет, остается за авторами программы, но во многом это зависит
от интересов детей.
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из
основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках направленностей: социально – гуманитарная, художественная,
естественнонаучная, туристско – краеведческая, физкультурно – спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

- приобретение новых знаний, умений, навыков в отличной от учебной
деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов
восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к
собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный
уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня,
личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других
повреждений.
Система мероприятий в спортивно-оздоровительном лагере «Вместе Ярче»
направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и
здоровью окружающих, включает:
-работа медицинских сотрудников (осмотр детей, взвешивание)
-закаливающие мероприятия: обливание водой, воздушные и солнечные ванны,
соблюдение режима, утренняя зарядка.
-Информационные стенды, баннеры на тему «Здоровый образ жизни». (на
беседках).
-физкультурно-спортивные мероприятия: спортивные соревнования, эстафеты,
спортивные часы;
-спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями,
деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.6 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Предметно-эстетическая среда спортивно-оздоровительного лагеря «Вместе
Ярче» обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком детского лагеря. Реализация воспитательного потенциала
предметно-эстетической среды спортивнооздоровительного лагеря предусматривает:
- оформление внешнего вида, территории, помещений государственной
символикой, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг,
герб);
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря;
- оформление отрядного уголка, позволяющее детям проявить свои фантазию и
творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности
отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно,
вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного

уголка принимает участие весь отряд, воспитатель является организатором и идейным
вдохновителем;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- акцентирование внимания детей по средствам элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- размещение регулярно сменяемого экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчётов
об интересных событиях в детском лагере.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Одним из самых важных критериев выбора лагеря является безопасность.
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов,
создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов,
способствующих преодолению различного трудных жизненных ситуаций и влияющих
на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Реализация образовательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере
предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребёнка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в
детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных
мероприятий;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций,
организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Самыми главными субъектами, которые отвечают за качество и успешность
работы с детьми в спортивно-оздоровительном лагере «Вместе Ярче», являются
вожатые /воспитатели/ педагоги, а также они являются главными участниками
системы детско-взрослой воспитывающей общности.
От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества
детского коллектива.
Современному педагогу необходимо владеть арсеналом педагогических
технологий, методов и форм работы, управлять учебно-познавательной,
оздоровительной деятельностью детей, содействовать выполнению и принятию ими на
личностном уровне функций познания и оздоровления в условиях педагогики
сотрудничества и развития, обеспечивать безопасность.
Работа с вожатыми/воспитателями/педагогами предусматривает систему
профессионального роста, поддержки и мотивации сотрудников.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями участников смен
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и организации в данном вопросе.
При реализации программ большое внимание уделяется направлению работы с
родителями: размещение информации на сайте о порядке пребывания детей ответы на
вопросы, размещение интересной и полезной информации.
Работа с родителями является одним из важнейших компонентов реализации
программ в ЛОЛ «Вместе Ярче
2.10. Модуль «Экскурсии и походы»
В спортивно-оздоровительном лагере «Вместе Ярче» организуются экскурсии,
походы, которые помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания
об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются
туристские
походы,
экологические
тропы,
тематические
экскурсии:
профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой
славы, в музей и т.д.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающегося труда, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества.
2.11. Модуль «Социальное партнёрство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями
культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными
организациями народов России, разделяющими в своей деятельности цель и задачи
воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки,
встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные,
тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнёров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства
Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми,
педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание
детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное
окружение.
2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных
воспитательных мероприятий для детей.

Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации
воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий,
электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических
средств.
Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
- формирование культуры информационной безопасности, информационной
грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
- освещение деятельности детского лагеря в официальной группе в социальных
сетях и на официальном сайте образовательной организации;
- участие детей в региональных или всероссийских интернет-конкурсах.
2.12. Модуль «Детское медиа-пространство»
Цель детского медиапространства в спортивно-оздоровительном лагере «Вместе
Ярче» (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества,
поддержка творческой самореализации детей.
Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее
интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку
и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт
детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения
деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения
ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое
просвещение аудитории.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
Обучающиеся:
•
Любят свой край и свою Родину;
•
Уважают и принимают ценности семьи и общества;
•
Выполняют правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих;
•
Владеют опытом мотивированного участия в конкурсах и мини-проектах;
•
Обладают основами коммуникативной культурой (умеет слушать и
слышать собеседника, высказывать своё мнение);
•
Активно познают окружающий мир;
•
Владеют основами умения учится, способны к организации собственной
деятельности.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа
воспитания
реализуется
посредством
формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания
уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее
ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются
условия
для
обеспечения
воспитывающей,
эмоциональнопривлекательной
деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв
прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками,
постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать
оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и
актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском
демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе
содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка,
официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и
взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня
развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Принципы, планируемые и используемые при организации деятельности
лагеря «Вместе Ярче»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
опирается на следующие принципы:
- безопасность всех проводимых мероприятий;
- достаточное ресурсное обеспечение: необходимое количество спортивного
инвентаря и материалов для творчества детей;
- педагогическое сопровождение ребёнка на протяжении всей смены.
В свою очередь работа воспитателей с детьми основана на педагогических
принципах:
•
Принцип гуманизации отношений, основанный на:
- создании уважительных демократических отношений между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимости к мнению детей;
- защите каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создании ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формировании чувства ответственности за принятия коллективного решения;

- формировании чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и
действия.
Основные характеристики уклада летнего оздоровительного лагеря
«Вместе Ярче»
Летний оздоровительный лагерь «Вместе ярче» (далее – лагерь) – это форма
оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися
Частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей №17» с дневным
пребыванием обучающихся в дневное время и организацией их питания.
Организация и содержание деятельности:
Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении
смены лагеря:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального
использования каникулярного времени у обучающихся, формирование у них общей
культуры и навыков здорового образа жизни;
- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся с
учетом возрастных особенностей.
Лагерь создается на базе помещений лицея, несет ответственность за
сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
Лагерь может использовать объекты социальной, образовательной, спортивной
инфраструктуры как мобильного, так и стационарного действия, необходимые для
осуществления целей деятельности лагеря.
В лагерь принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет включительно, при
отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания ребенка в лагере.
Дети зачисляются в лагерь на основании письменного заявления родителей
(законных представителей).
Первоочередным правом при зачислении в смену лагеря пользуются
обучающиеся из социально-незащищенных семей. Комплектование лагеря
осуществляется по отрядам.
Содержание, формы и методы работы лагеря определяются его педагогическим
коллективом исходя из принципов гуманности, демократизма, поощрения инициативы
и самостоятельности обучающихся, учета индивидуальных и возрастных особенностей
детей.
Лагерь осуществляет организацию проведения оздоровительных, физкультурных
мероприятий, пребывания на свежем воздухе; культурных мероприятий, экскурсий,
игр, занятий в творческих объединениях.
Лагерь начинает своё функционирование в период летних каникул, только после
получения разрешения органов Роспотребнадзора установленного образца.
Лагерь работает в режиме пятидневной рабочей недели с выходными днями
(суббота и воскресенье).
Питание детей организуется в школьной столовой.
Оказание медицинской помощи детям в лагере осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинским
работником.
Условия размещения, устройства, содержания и организации работы лагеря
должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилами гигиеническим
нормативам, требованиям противопожарной и антитеррористической безопасности.

Пребывание детей в лагере регулируется законодательством Российской
Федерации и договором об организации отдыха и оздоровления ребенка, заключенным
с родителями (законными представителями) детей.
Кадровое обеспечение пришкольного лагеря:
На период функционирования лагеря назначается начальник лагеря.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведет документацию,
организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно –
просветительными и спортивными учреждениями. Штатное расписание лагеря
утверждается директором школы. Воспитатели осуществляют воспитательную
деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима
дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
К педагогической деятельности в лагере допускаются лица, имеющие высшее и
среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных
характеристик, определенных для соответствующих педагогических работников,
прошедшие соответствующее медицинское.
В период работы лагеря начальник и педагоги несут персональную
ответственность за жизнь и здоровье детей.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является
самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью
выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования
воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития детей в отряде за смену. Главный инструмент –
педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том
числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им
оценить и понять приобретенный в пришкольном лагере опыт, зафиксировать
изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и
взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
в летнем оздоровительном лагере «Вместе Ярче» интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный
анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение,
игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в летнем оздоровительном лагере
«Вместе Ярче» воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
- Итогом самоанализа организуемой в летнем оздоровительном лагере «Вместе
Ярче» воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛЕТНЕГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ на 2025 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
пространства воспитательной работы детского лагеря. План разделен на модули,
которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в
соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения
мероприятий.
Год посвящен 80-летию Победы.(Год Защитника Отечества)
№ Наименование мероприятия Срок
Уровень проведения
п/п
проведения Всероссийск Летний
Отряд
ий/региональ оздоровитель
ный
ный лагерь
Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
1.
Церемония подъема (спуска) В течение
+
Государственного флага
смены
Российской Федерации и
исполнение
Государственного гимна
Российской Федерации.
2.
День защиты детей
01.06.2025
+
3.
220 лет со дня рождения
05.06.2025
+
русского скульптора и
литейного мастера П.К.
Клодта (1805-1867)
4.
День русского языка /225
06.06.2025
+
лет со дня рождения А.С.
Пушкина;
5.
95 лет со дня рождения
10.06.2025
+
российского живописца и
графика И.С. Глазунова
(1930- 2017)
6.
День России
12.06.2025
+
7.
100 лет открытию
16.06.2025
+
Всесоюзного пионерского
лагеря «Артек» (1925)
8.
День РДДМ «Движение
+
Первых»
9.
День памяти и скорби
22.06.2025
+
Модуль «Ключевые мероприятия летнего оздоровительного лагеря «Вместе Ярче»
1.
Конкурс рисунков на
02.06.2025
+
асфальте, посвящённый
Международному дню
защиты детей
2.
Старт спартакиады лагеря
03.06.2025
+

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.
14.

15.
16.
17.

«Солнце, воздух, спорт, игра
- наши лучшие друзья».
Игра– путешествие
«Путешествие в природу»
Конкурс рисунков «Что за
прелесть эти сказки».
Литературно-музыкальная
композиция «У Лукоморья»
Игра по станциям
«Твори!Выдумывай!
Пробуй!»
Викторина «Родной край».
«День России!» Конкурсноигровая программа
Квест «Туристическая
тропа»
Творческая мастерская.
Мастер – класс «Вторая
жизнь бытовых отходов».
Поделки из пластиковых
стаканчиков.
Спортивный праздник
«Русские богатыри»:
просмотр мультфильмов,
спортивнотуристические
соревнования
«Родные просторы» рисование на природе,
сочинение стихотворных
строк. Оформление
выставки.
Познавательный турнир
«Знатоки дорожной азбуки».
Торжественная линейка,
посвященная Дню памяти и
скорби. Возложение цветов
и венков к братским
захоронениям. Музыкальнопоэтическая программа
«Дорогами войны!».
Волейбольный турнир
«Битва сильнейших».
Конкурс рисунков «Моя
семья – самая дружная»
Спортивный праздник «Мы
за здоровый образ жизни!».

04.06.2025

+

05.06.2025

+

06.06.2025

+

09.06.2025

+

10.06.2025
11.06.2025

+
+

13.06.2025

+

16.06.2025

+

17.06.2025

+

18.06.2025

+

19.06.2025

+

20.06.2025

+

+

23.06.2025

+

24.06.2025

+

25.06.2025

+

18.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.

2.

1.

1.
2.
3.
4.

Праздничное закрытие
лагеря. Концерт.

26.06.2025

+

Модуль «Отрядная работа»
Утренний информационный В течение
Сбор отряда
смены
Отрядный огонек
В течение
смены
Тренинг на
В течение
командообразование
смены
Часы общения
В течение
смены
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД «Город веселых
2.06.2025+
мастеров»
6.06.2025
КТД «Береги планету!»
9.06.2025+
13.06.2025
КТД «Этих дней не
16.06.2025+
смолкнет слава!»
20.06.2025
КТД «Летние забавы»
23.06.2025+
26.06.2025
Модуль«Самоуправление»
Выбор актива, оформление
02уголков, выбор названия,
03.06.2025
девиза, отрядной речёвки,
эмблемы
Участие актива отряда в
В течение
+
подготовке и проведении
смены
отрядных и лагерных
мероприятий
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительная
В течение
общеобразовательная
смены
общеразвивающая
программа
социальногуманитарной
направленности
Модуль «Здоровый образ жизни»
Пятиминутка здоровья
02.06.2025
«Начинаем новый день или
о режиме дня»
Пятиминутка здоровья «О
03.06.2025
пользе и вреде солнца»
Пятиминутка здоровья
04.06.2025
«Человек должен беречь
свою кожу»
Первичный осмотр детей:
05.06.2025

+
+
+
+

+

5.
6.

7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.

16.
17.
18.

«Мой начальный вес и рост.
Я хочу, чтоб я подрос»
Минутка здоровья «От
улыбки станет мир светлей»
Минутка здоровья «Наши
друзья - витамины». Полоса
препятствий. Игры на
свежем воздухе.
Минутка здоровья «Для чего
нужен сон?». Подвижные
игры на свежем воздухе
Минутка здоровья
«Здоровые глазки»
Минутка здоровья
«Осторожно, клещ!».
Веселые старты
Минутка здоровья «Коса–
девичья краса».
Соревнования по
настольным играм:
«Шашки», «Лото»,
«Капитал»
Минутка здоровья «Зелёная
аптечка!». Викторина
«Растения для лечения»
Минутка здоровья
«Здоровье в порядке,
спасибо зарядке»
Минутка Здоровья «Солнце,
воздух и вода – наши
лучшие друзья». Весёлые
старты
Минутка здоровья
«Солнечные ванны!»
Минутка здоровья
«Привычки–вредные и
полезные?». Малые
Олимпийские игры.
Реализация проекта «Книга
рекордов»
Минутка здоровья «Госпожа
Гигиена в вашем доме»
Минутка здоровья «Что мы
едим!?»
Минутка здоровья «Тропою
Здоровья. Мой вес, мой

06.06.2025
09.06.2025

10.06.2025
11.06.2025
13.06.2025
16.06.2025

17.06.2025
18.06.2025
19.06.2025

20.06.2025
23.06.2025

24.06.2025
25.06.2025
16.06.2025

рост»
1.
2.
3.

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.

Модуль «Организация предметно – эстетической среды»
Оформление отрядных
В течение
уголков
смены
Разработка отрядной
02символики
03.06.2025
Оформление костюмов к
В течение
тематическим
смены
мероприятиям, праздникам
Модуль «Профилактика и безопасность»
Инструктажи по технике
02.06.2025
+
безопасности
Пятиминутки безопасности: 03.06.2025
+
«Дорожная безопасность в
рисунках»
Викторина по ПДД «Мы с
04.06.2025
+
дорогою друзья»
Праздник по правилам
05.06.2025
+
дорожного движения
«Правила дорожные знать
каждому положено»
Пятиминутка безопасности: 06.06.2025
+
ролевая играбеседа «Как
обезопасить свою жизнь
Пятиминутка безопасности: 09.06.2025
+
«Пожарная безопасность»
Пятиминутка безопасности: 10.06.2025
+
дорожные знаки
Пятиминутка безопасности: 11.06.2025
+
«Ералаш» о безопасности
Пятиминутка безопасности: 13.06.2025
+
викторина по
информационной
безопасности
Пятиминутка безопасности: 16.06.2025
+
игра «Кто хочет стать
знатоком безопасности?»
Пятиминутка безопасности: 17.06.2025
+
«Информационная
безопасность в сети
Интернет»
Пятиминутка безопасности: 18.06.2025
+
викторина по пожарной
безопасности
Пятиминутка безопасности: 19.06.2025
+
сигналы светофора и

+
+
+

14.
15.
16.
17.

1.
2.

1
1
1

1
2

регулировщика
Пятиминутка безопасности: 20.06.2025
+
безопасность на железной
дороге
Пятиминутка безопасности: 23.06.2025
+
«Дорожная безопасность в
рисунках»
Пятиминутка безопасности: 24.06.2025
+
Один дома. Правила
безопасности.
Пятиминутка безопасности: 25.06.2025
+
«Лето. Каникулы.
Безопасность»
Модуль«Работа с вожатыми»
Планирование ключевых
Организа
мероприятий смены
ци оный
период
Школа вожатского
Организа
мастерства
ци оный
период
Модуль «Работа с родителями»
Индивидуальное
По запросу
+
консулльтирование
Модуль «Экскурсии и походы»
Экскурсия в краеведческий 18.06.2024
+
музей им.П.А.Флоренцкого
Модуль «Профориентация»
«Все работы хороши–
В течение
+
выбирай свою!» просмотр
смены
цикла открытых
всероссийских уроков
проекта «ПРОеКТОриЯ»
Модуль «Детское медиа-пространство»
Проведение минуток медиа В течение
+
безопасности
смены
Видео и фотосьемка
В течение
+
лагерных и отрядных
смены
мероприятий с целью
размещения актуальной
информации в социальных
сетях, на сайте школы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».