Положение об организации домашней учебной работы обучающихся

1. Общие положения
1.1.
Настоящее
положение определяет
содержание,
виды,
объем,
периодичность проверки домашнего задания в частном общеобразовательном
учреждении «РЖД лицей №17» (далее – Положение; далее - Учреждение)
1.2. Положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» с
последними изменениями приказа от 07.10.2022 N 888;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования" с изменениями приказа 09.10.2024 N 704 
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) с изменениями
приказа 09.10.2024 N 704;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) с изменениями
приказа 09.10.2024 N 704;
 постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
 постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения) с учетом изменений
приказа Минпросвещения от 18.06.2025 № 467;
 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения) ) с учетом изменений
приказа Минпросвещения от 18.06.2025 № 467;


приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (далее – ФГОС СОО) с посл изменениями;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024
№ 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых
осуществляется педагогическими работниками при реализации основных
общеобразовательных программ, образовательных программ среднего
профессионального образования"
 Методические рекомендации по организации домашней учебной работы
обучающихся общеобразовательных организаций" (разработаны ИСРО по
поручению Минпросвещения России) от 24.10.2023 № б/н;
 уставом Учреждения.
1.3.
Домашняя
работа
учебная
деятельность
обучающихся
общеобразовательных организаций, выполняемая ими самостоятельно или с
участием родителей (законных представителей), спроектированная педагогом с
целью обеспечения достижения планируемых результатов обучения.


1.4. Домашнее задание - специально отобранное или сконструированное
педагогом учебное задание, предназначенное для самостоятельного, парного,
группового, совместного с родителями (законными представителями)
выполнения обучающимися во внеучебное время.
1.5. Домашняя работа состоит из комплекса домашних заданий, выполнение
которых опосредованно сопровождается педагогическими работниками (включая
этапы организации, объяснения и проверки).
1.6. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение
обучающимися домашних заданий, данных педагогическими работниками в
рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время,
осуществляется обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в
цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение обучающимися
письменных
и
устных,
практических
и
творческих,
проектных,
исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического
применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений,
универсальных учебных действий и их использования для решения учебных,
учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с
планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.
2. Цели и задачи домашней работы
2.1. Целью домашней учебной работы является становление учебной
самостоятельности обучающихся, развитие навыков самообучения и
самообразования, необходимых на протяжении жизни.

2.2. Домашняя работа является продолжением работы в классе и направлена на
повторение, закрепление, систематизацию, обобщение, углубление, а также
приобретение знаний, умений, навыков и способов деятельности.
2.3. При организации домашней работы педагогическими работниками
ставятся цели по достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и федеральными рабочими программами
учебных предметов.
2.4. Необходимость домашнего задания должна быть обоснованна. Если
учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь
необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних
заданий на какой-то период.
3. Организация домашней работы
3.1. Выполнение обучающимися домашних заданий происходит в домашних
условиях, информационно-библиотечных центрах, лабораториях, комнатах
самостоятельной подготовки или в других оборудованных помещениях
образовательной организации или иных условиях вне ее.
3.2. Домашние задания направлены на всестороннее развитие обучающихся,
учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных,
практических, творческих, проектных, исследовательских работ, в том числе
выполняемых в цифровой образовательной среде.
3.3. Домашняя работа предполагает включение домашних заданий для
самостоятельного, парного, группового, а также совместного со взрослыми
выполнения.
3.4. В состав домашней работы включаются дифференцированные и
индивидуальные домашние задания.
3.5. Виды домашнего задания:
общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем
обучающимся класса одновременно;
 индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся,
учитывающее их индивидуальные особенности и уровень сформированности
познавательных мотивов;
 групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для
совместного выполнения;


дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на
разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный,
творческий).
 творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает
собственный текст культуры, который содержит любые знаковые системы:
речевые тексты (устные, письмен- ные на разных носителях), результаты
практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами,
окружающими ребенка в повседневной жизни.


Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на
преодоление
пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на
выработку практических умений и навыков, содержать задания повышенной
трудности с целью развития способностей обучающихся.
Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а
также творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения
творческих домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение,
сочинение, исследование, проект) составляют не менее недели и не более
одного задания в месяц на одного обучающегося.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми
обучающимися и дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся
по его желанию.
3.6. Домашняя работа характеризуется системностью, последовательностью,
посильностью, доступностью, разнообразием видов и форм и ориентирована на
подготовку обучающихся к решению учебных и жизненных задач.
3.7. В 1-м классе выполнение домашних заданий допустимо не более 1
(одного) часа; домашние задания вводятся постепенно с подробным объяснением
обучающимся хода их выполнения (включая организацию процесса).
3.8. В начальной школе и в 5–6-х классах домашние задания на выходные не
задаются. В 7–11-х классах допустимы домашние задания на выходные дни,
направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не
превышающем 1/2 норм, установленных СанПиН 1.2.3685-21. На праздничные
дни домашние задания не задаются.
3.9. Домашние задания на каникулярное время не задаются; рекомендуется
предоставление обучающимся списка литературы для самостоятельного чтения.
3.10. Объем домашних заданий не может превышать 1/2 от объема работы,
выполненной на уроке.

3.11. При организации домашней работы к следующему учебному дню
учитываются суммарный объем домашних заданий, их трудоемкость и
временные затраты на выполнение.
3.12. Регулярность привлечения обучающихся к выполнению домашних
заданий и их объем определяются педагогическими работниками исходя из
принципов разумности, целесообразности, с учетом динамики работоспособности
обучающихся в течение недели, возрастных возможностей обучающихся и норм
СанПиН 1.2.3685-21 (в 1-м классе выполнение не более 1 ч; во 2–3-х классах – не
более 1,5 ч, в 4–5-х классах – не более 2 ч, в 6–8-х классах – не более 2,5 ч, в 9–
11-х классах – не более 3,5 ч).
3.13. Домашнее задание в 1-м классе носит рекомендательный характер и
выполняется обучающимися 1-х классов по желанию. При этом
продолжительность выполнения домашних заданий не должна превышать 1 час
(таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
3.14. На выполнение трудоемких домашних заданий (например, сочинение,
доклад) обучающимся предоставляется не менее 7 (семи) календарных дней.
3.15. Запись педагогом домашних заданий в электронном дневнике
выполняется после проведения урока или не позднее окончания всех уроков у
данного класса по расписанию; запись домашних заданий в традиционном
(бумажном) дневнике выполняется на уроке.
3.16. Педагогическими работниками осуществляется проверка домашних
заданий.
3.17. С целью недопустимости перегрузки обучающихся домашними
заданиями рекомендуется использовать потенциал внеурочной деятельности.
3.18. С целью повышения учебной мотивации обучающихся рекомендуется
организовывать домашние задания на основе посещения информационнобиблиотечных центров, музеев, выставок и других объектов культуры.
3.19. В период отсутствия в учреждении по причине болезни домашние
задания обучающимися могут не выполняться.
4. Организация домашней работы с использованием электронных средств
обучения (ЭСО)
4.1. При организации домашней работы с использованием ЭСО
педагогический работник должен заранее ознакомить обучающихся с
гигиеническими правилами их использования и профилактикой заболеваний при
работе за компьютером.

4.2. Выполнение домашних заданий с использованием ЭСО (например,
компьютера, ноутбука) допускается для учащихся 1–2-х классов в течение не
более 20 минут, 3–4-х классов – не более 25 минут, 5–9-х классов – не более 30
минут, 10–11-х классов – не более 35 минут.
4.3. Для организации домашней работы с использованием ЭСО
педагогические работники вправе самостоятельно отбирать необходимый
контент и учебные задания, отвечающие требованиям российского
законодательства.
4.4. Сроки выдачи домашних заданий в период дистанционного обучения.
4.4.1. Педагог отправляет учебные задания учащимся один раз в день. Не
допускается рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании
предмету.
4.4.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд или через
день, то учитель должен выслать домашнее задание в день проведения урока не
позднее 14:00.
4.5. Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания в период
дистанционного обучения.
4.5.1. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик
вправе выполнять его три календарных дня. Отправить выполненное домашнее
задание нужно не позднее 15:00.
4.5.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то
обучающийся должен выполнить его в этот же день до 18:00.
4.5.3. Если учебный предмет стоит в расписании через день, то обучающийся
вправе выполнить домашнее задание по этому предмету на следующий день и
выслать его учителю не позднее 16:00.
5. Требования к объему, содержанию и сложности домашнего задания
5.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать
следующие параметры:
- объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной);
- ее содержание;
- сложность предлагаемой работы.
5.2. При организации домашних заданий учитель должен выполнять
следующие требования:

- задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающеся
должны точно знать, что делать и как делать (однозначность и ясность задания);
- задание должно носить характер вопроса, посильного для
самостоятельного решения;
- к заданию должен быть соответствующий инструктаж;
- задание должно предопределять его проверку;
- задание по предмету должно быть строго регламентировано и
согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
- домашнее задание фиксируется учителем на доске и должно полностью
соответствовать записи домашнего задания в электронном журнале/электронном
дневнике.
5.3. Домашнее задание по технологии, изобразительному искусству,
черчению, музыке, дается только в виде творческих работ (кроме исследовательских работ и рефератов).
5.4. Домашнее задание по физической культуре носит рекомендательный
характер в виде практических упражнений.
5.5. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в
соответствии с рабочей программой по учебному предмету, профилем класса,
степенью подготовленности класса.
5.6. Содержание домашнего задания:
5.6.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием,
по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока,
служить базой для подготовки следующего.
5.6.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
5.6.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными
пониманию обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.
5.6.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению
домашнего задания. Необходимые разъяснения
должны
оставлять
обучающемуся возможность творчества в решении вопросов, задач, увеличивая
интерес к заданию.
5.6.5.Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от
обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.

5.7. Сложность домашнего задания:
5.7.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности.
Сложными являются задания творческого характера, проблемные, с поисковыми
задачами. Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о
том, насколько данное задание является сложным для обучающегося.
5.7.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у
обучающихся уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету,
опыт творческой деятельности.
5.7.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя
обучающимся право и возможность выбирать тот уровень заданий, который
соответствует их потребностям, интересам, способностям.
5.7.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы
обучающийся смог распределить свое время, избежать перегрузки.
5.7.5. Фиксация объема домашнего задания осуществляется в электронном
журнале/электронном дневнике.
6. Проверка и оценка домашнего задания
6.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и
учитывается учителем при планировании урока.
6.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется
учителем, но не реже нижеперечисленной:
в классах начальной школы, первом полугодии 5-го класса домашнее
задание по русскому языку и математике проверяется ежедневно;
 со второго полугодия 5-го класса, в 6–9-х классах домашнее задание по
русскому языку и математике может проверяться выборочно, но не реже одного
раза в неделю у каждого обучающегося;
 в 10–11-х классах домашнее задание по русскому языку и математике
проверяется выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого
обучающегося;
 по всем предметам (кроме русского языка и литературы) в 5–8-х классах
письменное домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9–11-х классах –
один раз в месяц.


Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются в
обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у
слабоуспевающих обучающихся по учебному предмету.

6.3. Информация об отсутствии записей о домашнем задании в дневнике
обучающего или невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно
доводится до родителей обучающегося учителем предметником, классным
руководителем.
6.4. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются
в обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у
слабоуспевающих обучающихся по учебному предмету.
6.5. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются
оценки в тетрадь. За выполнение письменных дифференцированных, творческих,
индивидуальных, групповых домашних работ оценки выставляются в
электронный журнал/электронный дневник.
6.6. По итогам проверки устных домашних заданий оценки выставляются по
усмотрению учителя.
6.7. Оценивание выполнения домашних заданий педагогическими
работниками происходит с помощью отметок или словесно на основе
установленных критериев оценивания по учебному предмету.
7. Учебно-методическое обеспечение организации домашней работы
7.1. Для организации домашней работы обучающихся педагогические
работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные
в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
7.2. Педагогические работники могут использовать учебные пособия, рабочие
тетради, наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы,
выпущенные
организациями,
входящими
в
перечень
организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
7.3. Учебные и информационные материалы, используемые для организации
домашней работы обучающихся, должны соответствовать требованиям
федерального законодательства.
8. Контроль за организацией и результативностью домашней работы

8.1. Контроль за выполнением обучающимися домашних заданий возлагается
на педагогических работников.
8.2. Контроль за отбором видов и форм домашних заданий, их количеством,
трудоемкостью и содержанием возлагается на педагогических работников и
заместителя директора по учебной работе.
8.3. Контроль за соблюдением норм СанПиН 1.2.3685-21 при организации
домашней работы возлагается на педагогических работников и заместителя
директора по учебной работе.
8.4. Контроль за недопустимостью перегрузки и соблюдением норм учебной
суммарной нагрузки в течение дня, недели, четверти (триместра, полугодия, года)
возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.5. Объектами контроля являются журналы учета успеваемости, дневники и
тетради обучающихся. По результатам контроля заместителем директора
учреждения по учебной работе составляется аналитическая справка о
деятельности учителей по вопросам организации домашнего задания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».