50 Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних 1-11 классов на 2020-2021 уч.г.

1

ПРОГРАММА
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Срок реализации программы – 2020- 2021 учебный год
Разработана для учащихся 1 – 11 классов
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ
(с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями
и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и
дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619
«О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в
образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 №
718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами
среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005
№ АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики
ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России
от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и
пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в
образовательных учреждениях».

Содержание
2

I. Основные положения Программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты программы
2.2. Структура программы
III. План мероприятий по реализации программы
IV. Учебно-тематический план
V. Прогнозируемые результаты реализации Программы
VI. Тематика лекций для родителей
I.

Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования
правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников –
это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности,
уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров,
профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни,
предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и
для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного
гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников
необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К
структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы
основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее
уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в
необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой
сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование
привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям
юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является
3

достижение такого положения, когда уважение к праву становится
непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и
правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ,
ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и
юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить
внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального
облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры,
формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г. (с изменениями на
13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику
работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного
возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в
обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а
также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся
воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой
культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их
родителей.
Практическая
направленность
правового
воспитания, формирования
законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую
информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает
человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и
навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие
правового самопознания; профилактика
безнадзорности, правонарушений и
преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи программы:
- Воспитать у школьников уважение к Закону, правопорядку, позитивным
нравственно-правовым нормам.
- Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения школьников.
- Активизировать
разъяснительную
работу
среди
учащихся
и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в
семье.
- Формировать бережное отношения к своему физическому и психическому
здоровью.
4

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений
входят следующие задачи:
• оказание
социально-психологической
и
педагогической
помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении;
• выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном
положении или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в
социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей
требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушения или антиобщественные действия;
• Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья,
находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей,
находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители
или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
• Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических
и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них
несовершеннолетних.
• Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в
системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль
успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения
индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогупредметнику с неуспевающими учениками.
2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины,
является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе,
обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия
спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших
направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой
инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию
законопослушного
поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в
5

спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы
риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и
их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей
(законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике
асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских
собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки,
характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об
административной,
гражданско-правовой,
уголовной
ответственности
несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои
действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь
педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся
в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых
беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных
мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную,
межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном
положении. При выявлении негативных фактов классные руководители
информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с
жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с
родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных
условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел,
особенно в семьи, состоящие на учете в КДН.
9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших
направлений профилактической школьной деятельности является выявление,
постановка на ВШК учащихся с асоциальным поведением, индивидуальная работа с
ними.
2.2.Структура программы
Устройство программы - модульное. В каждом модуле пакет вариативных
учебно-методических
материалов, содержащий
теоретические
положения,
практические занятия определенного тематического содержания с базовым
законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно,
вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование
законопослушного
поведения
несовершеннолетних».
Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и
ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо
выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего
школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет),
юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим курс состоит из четырех
модулей:
6

1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов),
3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов),
4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов).
Продолжительность программы 1 учебный год.
III. План мероприятий по реализации программы
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мероприятия
Составление социальных
паспортов классов и школы с
целью получения необходимой
информации о детях,
обучающихся в школе.
Сбор информации о детях и
семьях, стоящих на разных формах
учета, формирование банка
данных. Оформление карточек
учащихся, поставленных на учет
Привлечение учащихся к
культурно-досуговой деятельности
(кружки, секции).
Проведение социальнопсихологического тестирования
учащихся 7-х-11-х классов.
Комплекс мероприятий,
проводимый в рамках Декады
правовых знаний

Сроки
Сентябрь

Ответственные
Социальный педагог,
кл. руководители

Сентябрь,
в течение
учебного
года

Социальный педагог,
кл. руководители

В течение
всего года

Социальный педагог,
кл. руководители

ОктябрьНоябрь

Педагог-психолог

ноябрь

Организация и проведение “Дня
здоровья”. Участие в спортивных
соревнованиях
Проведение классных часов,
родительских собраний по
проблемам ПАВ, беседы с детьми
и родителями, имеющих
отклонения в поведении
Учет посещаемости школы
детьми, состоящими на разных
формах учёта, контроль их
занятости во время каникул.

Сентябрь,
февраль,
апрель
В течение
учебного
года

Кл. руководители,
заместитель
директора по ВР,
инспектор ПДН
Социальный педагог,
учителя физической
культуры
Социальный педагог,
кл.руководители,
инспектор ПДН

В течение
года

Кл. руководители,
администрация

7

9.

Проведение заседаний Совета
профилактики правонарушений.

1 раз в
четверть
(по мере
необходим
ости)
В течение
года

Социальный педагог,
завуч,
кл.руководители

Проведение рейдов в семьи детей,
Социальный педагог,
оказавшихся в социально-опасном
кл.руководители
положении и семьи, чьи дети
состоят на различных формах
учёта
11. Организация выставок творческих Ноябрь,
Руководители
работ учащихся по здоровому
май
творческих кружков
образу жизни.
Данная программа предполагает использование различных подходов при
работе с подростками:
- информационный подход, который фокусируется на повышении уровня
информированности подростков по правовым аспектам законодательства;
- приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять
правильное решение при возникновении проблемных ситуаций;
- освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки
противостояния социальному давлению.
Формы работы:
-Классные часы,
-Беседы,
-Дискуссии,
-Ролевые игры,
-Видеолекторий.
10.

IV. Учебно-тематический план
№ п/
Разделы курса, темы
Кол-во
Сроки
п
часов
проведения
1-4 класс
1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя»
1.
Правила поведения учащихся. Для
1
сентябрь
чего они нужны?
2.
Международные документы о
1
октябрь
правах ребенка.
3.
Вредные привычки и борьба с ними.
1
ноябрь
4.
Мои права и права других людей.
1
март
Мои обязанности.
5-7 класс
2 МОДУЛЬ: «Я и они»
8

Права и обязанности школьника.
Возраст, с которого наступает
уголовная ответственность.
3.
Курение: мифы и реальность.
4.
Хулиганство как особый вид
преступлений несовершеннолетних.
8-9 класс
3 МОДУЛЬ: «Я познаю других»
1.
Критерии взрослости. Способы
борьбы со стрессом.
2.
Алкоголь: мифы и реальность.
3.
Человек и наркотики: кому
и зачем это нужно.
4.
Взаимоотношения полов. Что такое
ответственность?
5.
Учимся решать конфликты.
10-11 класс
4 МОДУЛЬ: «Мой нравственный выбор»
1. Я гражданин России.
2. Свобода и ответственность.
Преступление и наказание.
3. Навыки самообладания при
общении с неприятными людьми.
Умеем ли мы прощать?
4. Как не стать жертвой преступления.
1.
3.

1
1

сентябрь
октябрь

1
1

ноябрь
март

1

октябрь

1

ноябрь
ноябрь

1

январь

1

март

1
1

сентябрь
ноябрь

1

январь

1

март

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы формирования законопослушного поведения
школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры
и законопослушания. В результате учащиеся должны:
-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими
знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг,
справедливость, правдивость.
Ожидаемый результат:
9

• Повышение уровня развития познавательных интересов подростков,
включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности
самореализации;
• Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в
самостоятельную жизнь;
• Снижение количества правонарушений за учебный год;
• Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и
алкогольной зависимости;
• Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и
избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ;
• Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные
ситуации и готовность разрешать их.
VI. Тематика лекций для родителей
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
Воспитание ненасилием в семье.
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
Детская агрессивность, ее причины и последствия.
За что ставят на учет в полиции?
Свободное время - для души и с пользой
или Чем занят ваш ребенок?
Как уберечь подростка от насилия?
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
Как научиться быть ответственным за свои поступки?
Что делать если ваш ребенок попал в полицию?
Закон и ответственность.

10
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 ОАО "РЖД", Усольцева Елена Викторовна, ДИРЕКТОР
06.04.2021 12:09 (MSK), Сертификат № 01D20A0F00E3ABBAA5415F884C027DEC58

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».