1 ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних Срок реализации программы – 2020- 2021 учебный год Разработана для учащихся 1 – 11 классов Программа разработана на основе следующих документов: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). 9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990. 10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». 12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде». 13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи». 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде». 15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях». Содержание 2 I. Основные положения Программы. 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи Программы. II. Общая характеристика содержания работы. 2.1. Основные аспекты программы 2.2. Структура программы III. План мероприятий по реализации программы IV. Учебно-тематический план V. Прогнозируемые результаты реализации Программы VI. Тематика лекций для родителей I. Основные положения Программы 1.1. Пояснительная записка Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является 3 достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г. (с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. 1.2. Цель и задачи Программы Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности. Задачи программы: - Воспитать у школьников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. - Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников. - Активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье. - Формировать бережное отношения к своему физическому и психическому здоровью. 4 Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия; • Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. • Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних. • Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения. II. Общая характеристика содержания работы. 2.1. Основные аспекты Программы: 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогупредметнику с неуспевающими учениками. 2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в 5 спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». 4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. 6. Профилактика наркомании и токсикомании. 7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов. 8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в КДН. 9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ВШК учащихся с асоциальным поведением, индивидуальная работа с ними. 2.2.Структура программы Устройство программы - модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних». Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим курс состоит из четырех модулей: 6 1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов), 2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов), 3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов), 4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов). Продолжительность программы 1 учебный год. III. План мероприятий по реализации программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Мероприятия Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. Сбор информации о детях и семьях, стоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). Проведение социальнопсихологического тестирования учащихся 7-х-11-х классов. Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Декады правовых знаний Сроки Сентябрь Ответственные Социальный педагог, кл. руководители Сентябрь, в течение учебного года Социальный педагог, кл. руководители В течение всего года Социальный педагог, кл. руководители ОктябрьНоябрь Педагог-психолог ноябрь Организация и проведение “Дня здоровья”. Участие в спортивных соревнованиях Проведение классных часов, родительских собраний по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта, контроль их занятости во время каникул. Сентябрь, февраль, апрель В течение учебного года Кл. руководители, заместитель директора по ВР, инспектор ПДН Социальный педагог, учителя физической культуры Социальный педагог, кл.руководители, инспектор ПДН В течение года Кл. руководители, администрация 7 9. Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. 1 раз в четверть (по мере необходим ости) В течение года Социальный педагог, завуч, кл.руководители Проведение рейдов в семьи детей, Социальный педагог, оказавшихся в социально-опасном кл.руководители положении и семьи, чьи дети состоят на различных формах учёта 11. Организация выставок творческих Ноябрь, Руководители работ учащихся по здоровому май творческих кружков образу жизни. Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками: - информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства; - приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций; - освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению. Формы работы: -Классные часы, -Беседы, -Дискуссии, -Ролевые игры, -Видеолекторий. 10. IV. Учебно-тематический план № п/ Разделы курса, темы Кол-во Сроки п часов проведения 1-4 класс 1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» 1. Правила поведения учащихся. Для 1 сентябрь чего они нужны? 2. Международные документы о 1 октябрь правах ребенка. 3. Вредные привычки и борьба с ними. 1 ноябрь 4. Мои права и права других людей. 1 март Мои обязанности. 5-7 класс 2 МОДУЛЬ: «Я и они» 8 Права и обязанности школьника. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. 3. Курение: мифы и реальность. 4. Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних. 8-9 класс 3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» 1. Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом. 2. Алкоголь: мифы и реальность. 3. Человек и наркотики: кому и зачем это нужно. 4. Взаимоотношения полов. Что такое ответственность? 5. Учимся решать конфликты. 10-11 класс 4 МОДУЛЬ: «Мой нравственный выбор» 1. Я гражданин России. 2. Свобода и ответственность. Преступление и наказание. 3. Навыки самообладания при общении с неприятными людьми. Умеем ли мы прощать? 4. Как не стать жертвой преступления. 1. 3. 1 1 сентябрь октябрь 1 1 ноябрь март 1 октябрь 1 ноябрь ноябрь 1 январь 1 март 1 1 сентябрь ноябрь 1 январь 1 март V. Прогнозируемые результаты реализации Программы Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушания. В результате учащиеся должны: -овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; - уважать и соблюдать права и законы; - жить по законам морали и государства; -быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве; - быть толерантным во всех областях общественной жизни; -осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. Ожидаемый результат: 9 • Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации; • Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь; • Снижение количества правонарушений за учебный год; • Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости; • Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ; • Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их. VI. Тематика лекций для родителей Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Законы воспитания в семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье. Как научить сына или дочь говорить «нет»? Детская агрессивность, ее причины и последствия. За что ставят на учет в полиции? Свободное время - для души и с пользой или Чем занят ваш ребенок? Как уберечь подростка от насилия? Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. Как научиться быть ответственным за свои поступки? Что делать если ваш ребенок попал в полицию? Закон и ответственность. 10 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 ОАО "РЖД", Усольцева Елена Викторовна, ДИРЕКТОР 06.04.2021 12:09 (MSK), Сертификат № 01D20A0F00E3ABBAA5415F884C027DEC58 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)