01.11.2023
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов по образовательным программам среднего общего образования, экстернов.
Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для: лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 01 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования; граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет); лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования (далее – обучающиеся СПО); лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях; лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны с ОВЗ, экстерны – дети – инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
ПОРЯДОК
организации и проведения итогового сочинения (изложения) как условия
допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования в Амурской области
в 2023/24 учебном году
1. Общие положения
1.1 .Настоящий порядок разработан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации (далее – ГИА):
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 (далее – Порядок);
методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году, указанными в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.09.2023 № 04-303 (далее – методические рекомендации).
1.2. Настоящий порядок определяет категории участников, сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения), порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении), порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения), порядок проведения итогового сочинения (изложения), требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения), а также обработки результатов итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).
2.1.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся, экстернов.
2.1.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию вправе писать выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лица со справкой об обучении.
2.1.3. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
2.1.4. Обучающиеся X классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса.
2.2. Порядок подачи заявления об участии в итоговом сочинении (изложении)
2.2.1. Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся подают заявления (см. Приложение 2) в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации, выбранные экстернами для прохождения ГИА. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
2.2.2. Участники итогового сочинения (изложения) с ОВЗ при подаче заявлений об участии в итоговом сочинении (изложении) предъявляют рекомендации ПМПК, а участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.
2.2.3. Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящего Порядка, не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения, подают заявления (см. Приложение 3) в места регистрации для участия в итоговом сочинении, определяемые органами местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее – ОМСУ) (приложение 5). Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящего Порядка, с ОВЗ при подаче заявлений об участии в итоговом сочинении предъявляют рекомендации ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.
2.2.4. Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящего Порядка, самостоятельно определяют дату участия в итоговом сочинении с учетом дат, установленных пунктами 22 и 30 Порядка, которую указывают в заявлении.
2.2.5. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
2.3. Даты и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
2.3.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится: в первую среду декабря последнего года обучения (основная дата проведения итогового сочинения (изложения)) первую среду февраля и вторую среду апреля.
2.3.2. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.), а также на перенос ассистентом в стандартные бланки записи итогового сочинения (изложения), выполненного слепыми и слабовидящими участниками итогового сочинения (изложения) в специально предусмотренных тетрадях, выполненного в бланках итогового сочинения (изложения) увеличенного размера, итогового сочинения (изложения), выполненного на компьютере, устных итоговых сочинений (изложений) из аудиозаписей.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, в том числе лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре часа и более организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
2.4. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
2.4.1. К написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году в дополнительные даты (в первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:
а) обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
б) обучающиеся и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;
в) участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
г) участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
2.4.2. Обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные даты, установленные Порядком.
2.5. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в образовательные организации высшего образования в качестве индивидуального достижения
2.5.1. С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении).
2.5.2. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
2.5.3. Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящего Порядка, могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
2.6. Организация проведения итогового сочинения (изложения) на региональном уровне, муниципальном и на уровне образовательных организаций
Организация проведения итогового сочинения (изложения) на региональном уровне
2.6.1. Министерство образования и науки Амурской области (далее – Министерство):
координирует работу по проведению итогового сочинения (изложения) на территории Амурской области;
аккредитует граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения);
направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор в случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территории Амурской области по объективным причинам с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового сочинения (изложения) вне сроков проведения итогового сочинения (изложения), установленных Порядком.
2.6.2. Организационное и технологическое сопровождение итогового сочинения (изложения) обеспечивает региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ) ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования».
2.6.3. РЦОИ осуществляет деятельность по эксплуатации РИС и взаимодействию с ФИС:
организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, (далее – РИС) и внесение следующих сведений в РИС и ФИС ГИА-11:
об участниках итогового сочинения (изложения);
о результатах итогового сочинения (изложения), полученных участниками.
2.6.4. РЦОИ обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), в том числе определяет:
техническую схему обеспечения проведения итогового сочинения (изложения);
порядок осуществления сканирования оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения);
порядок хранения и уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписей устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами).
2.6.6. РЦОИ обеспечивает:
взаимодействие с образовательными организациями по вопросам технической готовности к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
публикацию комплекта тем итогового сочинения на региональном образовательном портале РЦОИ в сроки, установленные настоящим Порядком;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений);
хранение текстов изложений, в том числе определяет места хранения и лиц, имеющих доступ к текстам изложений.
Организация проведения итогового сочинения (изложения) на муниципальном уровне
2.6.7. ОМСУ обеспечивают организацию и проведение итогового сочинения (изложения), в том числе:
техническую готовность образовательных организаций к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий образовательных организаций, привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
контроль за получением образовательными организациями тем сочинений (текстов изложений) и обеспечением информационной безопасности.
2.6.8. Организация проведения итогового сочинения (изложения) на уровне образовательных организаций
Образовательные организации в рамках организации и проведения итогового сочинения (изложения):
под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), о порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Амурской области;
под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового сочинения (изложения), о порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Амурской области, об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения), об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений), о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи, о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися;
под подпись организуют ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (приложение 4 к Порядку);
обеспечивают участников итогового сочинения орфографическими словарями при проведении итогового сочинения;
обеспечивают участников итогового изложения орфографическими и толковыми словарями при проведении итогового изложения.
2.6.9. Формирование комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)
Комиссия по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) создаются на уровне образовательных организаций и (или) на уровне ОМСУ в зависимости от порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения).
Составы указанных комиссий формируются из школьных учителей-предметников, администрации школы. Комиссии должны состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения) в конкретной образовательной организации. По решению образовательных организаций, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, и (или) ОМСУ допускается создание единой комиссии по проведению и проверке итогового сочинения (изложения). В целях получения объективных результатов при проведении и проверке итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих участников итогового сочинения (изложения).
2.6.10. В состав комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) должны входить:
члены комиссии, участвующие в организации проведения итогового сочинения (изложения);
член комиссии – технический специалист, оказывающий информационно-технологическую помощь, в том числе по организации печати (в случае печати бланков в образовательной организации) и копированию (сканированию) бланков итогового сочинения (изложения);
члены комиссии – дежурные, участвующие в организации итогового сочинения (изложения) вне учебных кабинетов (не менее 2 человек на этаж).
Комиссия по проведению итогового сочинения (изложения) осуществляет следующие функции в рамках подготовки и проведения итогового сочинения (изложения):
организует проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями Порядка, порядком проведения итогового сочинения (изложения), определенным Министерством;
обеспечивает техническую поддержку проведения и проверки итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с Рекомендациями по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
получает темы сочинений (тексты для итогового изложения;
обеспечивает проверку и обработку итогового сочинения, проведенного в основную дату и в первую среду февраля не позднее семи календарных дней с соответствующей даты проведения итогового сочинения (изложения);
итоговое сочинение (изложение), проведенное во вторую среду апреля не позднее трех календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
передают оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки, в том числе оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой «Х» в поля «Не закончил» или «Удален», подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), доставляются муниципальными координаторами в РЦОИ для последующей обработки.