1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего (ФОП НОО), основного общего (ФОП ООО) и
среднего общего образования, (ФОП СОО) (далее – Положение), регулирует оформление,
структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности в частном
общеобразовательном учреждение «РЖД лицей № 17» (далее – Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" с
изменениями приказа 09.10.2024 N 704
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) с изменениями приказа 09.10.2024 N 704;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371"Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) с изменениями приказа 09.10.2024 N 704;
- Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО третьего поколения) с учетом изменений приказа Минпросвещения от 18.06.2025 № 467;
- Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС
ООО третьего поколения) ) с учетом изменений приказа Минпросвещения от 18.06.2025 № 467;
- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО)
с посл изменениями;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 779 "Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных
программ среднего профессионального образования"
- Приказа Минпросвещения Российской Федерации от 05.11.2024 № 769 Об утверждении
федерального перечня учебников с изменениями Приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 01.04.2025 № 258;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499 "Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18.06.2025г.№ 467 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего»;
- Устава частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 17»;
- положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в РЖД лицее №17;
1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности,
учебного модуля (далее – рабочая программа) – часть основной образовательной программы
(далее – ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный
раздел.
В Положении использованы следующие основные понятия, термины и сокращения:
ФГОС – федеральный государственный стандарт общего образования
ФООП – федеральная основная общеобразовательная программа
ФРП–федеральная рабочая программа
- тематическое планирование – инвариантный компонент рабочих программ, который отражает
распределение содержания и планируемых образовательных результатов по тематическим
разделам;
- проверяемые требования – учебные действия с предметным содержанием,
определенные федеральными рабочими программами по каждому из ее тематических разделов
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебно-методические материалы
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
1.4. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;
- обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;
- создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;
- обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
- определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса,
модуляучетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности Учреждения и
контингента обучающихся;
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
1.5. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее
принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором
не предусмотрено иное.
1.6. При разработке основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию,
предусматривается непосредственное применение:
- при реализации обязательной части образовательной программы начального
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
«Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)»;
- при реализации обязательной части образовательной программы основного
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и
Родины» и «Труд (технология)»;
общего
язык»,
общего
язык»,
защиты
- при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты
Родины».
1.7. Рабочие программы непосредственного применения (указаны выше) и РП по обновленным
ФГОС разрабатываются в федеральном конструкторе РП
1.8. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ
и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника в соответствии с приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 779 "Об утверждении перечня документов,
подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных
общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального
образования"
1.9. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до
замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС ООО,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее — ФГОС третьего
поколения);
- ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее — ФГОС
второго поколения);
- ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО
- локальных нормативных актов Учреждения.
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, курсов
внеурочной деятельности, учебных модулей ООП НОО, ООО, СОО разработанных по
обновленным ФГОС.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по обновленным ФГОС в РЖД
лицее №17 должны содержать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета
- освоения учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании (далее –
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение
каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов).
- календарно-тематическое планирование;
А также согласно требованиям, приказа Минпросвещения РФ от 9 октября 2024 г. № 704
- поурочное планирование по учебным предметам непосредственного применения:
- проверяемые требования к результатам освоения НОО, ООО, СОО (по классам),
- проверяемые элементы содержания.
- проверяемые на ОГЭ по учебному предмету требования к результатам освоения ООП ООО
- перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по учебному предмету,
- проверяемые на ЕГЭ по учебному предмету требования к результатам освоения ООП СОО;
- перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по учебному предмету.
2.2.2. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается
использование материалов из ФГИС «Моя школа» и перечня, включенных в Федеральный
перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения
России от 18.07.2024 № 499 "Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов.
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов, курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО,
СОО разработанных по обновленным ФГОС, содержат следующие обязательные компоненты:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного курса, курса внеурочной деятельности, учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного курса, курса внеурочной деятельности),
учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного курса, учебного курса внеурочной деятельности, учебного модуля
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно- методическими материалами (мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании (далее – тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов);
- форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса».
2.2.4. Рабочие программы по обновленным ФГОС формируются с учетом рабочей программы
воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими
способами из предложенных ниже (по выбору педагога):
- указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей
программе;
- оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»;
- указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание
учебного предмета/учебного курса, курса внеурочной деятельности/учебного модуля» в описании
разделов/тем или отдельным блоком;
- отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке
таблицы тематического планирования.
2.3. Раздел «Пояснительная записка» включает:
цель и задачи изучения
деятельности)/учебного модуля;
учебного
предмета/учебного
курса,
курса
внеурочной
место учебного предмета/учебного курса, курса внеурочной деятельности/учебного модуля в
учебном плане Учреждения.
2.4. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса, внеурочной деятельности),
учебного модуля» включают:
- краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому тематическому
разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
- ключевые темы в их взаимосвязи;
- преемственность по годам изучения (если актуально);
- практические или лабораторные работы.
2.5. Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета, курса, конкретизирует
соответствующий раздел пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего
образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их
достижения учащимися.
В разделе кратко фиксируются:
- требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
- виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата;
- организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно
приложение тематики проектов);
- система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных
материалов).
При планировании оценочных процедур педагогическим работникам придерживаться
рекомендаций, указанных в Приказе Министерства просвещения РФ от 09.10.24г.№ 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования», в том числе: контрольные работы проводятся со 2 класса. Объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема
учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем
учебном году.
2.6. Раздел, посвященный тематическому планированию, оформляется в виде таблицы,
состоящей из следующих граф:
- перечень тем, планируемых для освоения учащимися;
- количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
- информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать
при изучении каждой темы
2.7 Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО, ООО, СОО является
основой для создания Поурочного планирования учебного предмета, учебного курса, курса
внеурочной деятельности, учебного модуля.
2.8. Поурочное планирование оформляется в электронном и/или печатном варианте.
Поурочное планирование оформляется в виде таблицы, которая должна содержать следующие
обязательные компоненты: номер урока по порядку; номер урока в разделе/теме; наименование
темы урока; количество часов всего; контрольные работы;
практические/лабораторные работы; электронные (цифровые) образовательные ресурсы, а
также дополнительные компоненты, указываемые по желанию педагогического работника:
основные виды деятельности обучающихся на уроке; дата проведения урока по плану; домашнее
задание; дополнительная информация.
2.9. Календарно-тематическое планирование используется при заполнении электронных
журналов, а также при осуществлении административного контроля за выполнением рабочей
программы.
2.10. Разделы «Проверяемые требования к результатам освоения НОО, ООО, СОО»,
«Проверяемые на ОГЭ по учебному предмету требования к результатам освоения ООП ООО»,
«Проверяемые на ЕГЭ по учебному предмету требования к результатам освоения ООП СОО»
содержат: Код проверяемого результата, Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы соответствующего уровня.
2.11 Разделы «Поверяемые элементы содержания», «Перечень элементов содержания,
проверяемых на ОГЭ по учебному предмету», «Перечень элементов содержания, проверяемых на
ЕГЭ по учебному предмету» содержат: Код, Проверяемый элемент содержания.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления
периода, на который разрабатывается рабочая программа:
рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год;
рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП;
рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля,
курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности.
3.3. Рабочая программа разрабатывается на основе: федерального государственного
образовательного стандарта соответствующего уровня образования; федеральной основной
образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного
предмета/учебного курса, курса внеурочной деятельности)/учебного модуля; федеральной рабочей
программы учебного предмета (курса, модуля).
3.4. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы
уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим
работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.5. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 Положения:
- изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность изучения
учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
- корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем
федеральной рабочей программы
3.6. Педагогический работник вправе: расширять содержание учебного предмета для
углубленного изучения; конкретизировать требования к планируемым результатам освоения
рабочей программы; выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 26.06.2025 №495;
при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают
организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699; выбирать
исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.7. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения
или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического
объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебнометодической литературы (рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной
деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации содержания
учебного материала.
3.8. Рабочие программы, а также все изменения и дополнения, вносимые в них, согласуются с
методическим объединением не позднее 15 мая текущего года.
3.9. Рабочие программы на следующий учебный год, представляются заместителю директора
по учебной работе не позднее 25 июня текущего года.
3.10. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом директора Учреждения не позднее 31 августа текущего года.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте.
4.2 При составлении рабочих программ педагогическим работникам рекомендуется
использовать онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам
«Конструктор рабочих программ»
https://edsoo.ru/constructor/)
(для
работы
необходима
регистрация
на
сайте
4.3. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman,
кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля верхнее и нижнее
2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
форматаА4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается
автором рабочей программы, кегль 11.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или
модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы.
Титульный лист не нумеруется.
4.4. Файл с рабочей программой хранится в папке «Рабочие программы» на локальном
диске «ЗАВУЧ» на сервере РЖД лицея №17.
4.5. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
Учреждения, в которой указывает:
• название рабочей программы;
• краткую характеристику программы;
• срок, на который разработана рабочая программа;
• список приложений к рабочей программе.
4.6. Рабочие программы в виде электронных документов, подписанных электронной подписью,
аннотации к рабочим программам размещаются на сайте учреждения в разделе «Сведения об
образовательной организации» подразделе «Образование».
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор издает приказ о
внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки
содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленными в
приказе директора Учреждения о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки
качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного
предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
дистанционных образовательных технологий; модульных форм организации образовательной
деятельности; сетевых форм организации образовательной деятельности; электронного обучения;
различных форм внеурочной деятельности.
6.4. При реализации рабочих программ не допускается: сокращение запланированной
практической части (контрольные, практические, лабораторные работы и др.); сокращение объема
времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.5. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного
периода.
7.2. Этапы контроля: по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по
учебной работе анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством
электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой; результаты контроля по итогам
четверти рассматриваются на совещании при директоре по итогам каждого учебного периода;
результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете.