ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 1-11 КЛАССОВ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Описание образовательной программы
Правовое
воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и
законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание
правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это
целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения
и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики
правонарушений.
Пребывание
ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий
создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного
роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание
правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо
рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным
элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых
предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву,
законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их
требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать
правовые знания в процессе правомерного социально[1]активного
поведения.
Система
правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и
социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной
задачей правового воспитания является достижение
такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным
убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо
ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные
органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения,
знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за
них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам
морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность
воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения
школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от
24.06.1999г. (с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость
разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и
методики, направленные на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних.
В последние годы проблема
безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных.
Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде
школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в
социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей
является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного
поведения как учащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового
воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что
недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею
пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники
должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным
способом защиты прав и свобод.
Гражданское общество начинается с
воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых
знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской
ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности,
правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи программы:
- Воспитать у школьников уважение к
Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Усилить профилактическую работу по
предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения
школьников.
- Активизировать разъяснительную работу
среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных
ситуаций в семье.
- Формировать бережное отношения к
своему физическому и психическому здоровью.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию
образовательных учреждений входят следующие задачи:
• оказание социально-психологической и
педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или
поведении либо проблемы в обучении;
• выявление несовершеннолетних,
находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном
положении, – а лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или
беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни
или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
• Выявление семей, находящихся в
социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении,
– семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также
семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют
своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. •
Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных
кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
• Осуществление мер по реализации
программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
II. Общая характеристика содержания
работы.
2.1. Основные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях
учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального
поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и
родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях
путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь
педагогу[1]предметнику
с неуспевающими учениками.
2. Работа с учащимися, пропускающими
занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику
правонарушений.
3. Организация досуга учащихся. Широкое
вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую
работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности,
способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному
проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными
руководителями должны приниматься меры по привлечению в 6 спортивные секции,
кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни
должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая
пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых
знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение
бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те
или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды
преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной
ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на
ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и
токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в
экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по
предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и
группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время
проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих
межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей,
находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов
классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные
руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке
проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты
обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его
взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН
органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в КДН.
9. Проведение индивидуальной
профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической
школьной деятельности является выявление, постановка на ВШК учащихся с
асоциальным поведением, индивидуальная работа с ними.
2.2.Структура программы
Устройство программы - модульное. В
каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий
теоретические положения, практические занятия определенного тематического
содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться
самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы:
«Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».
Программа разработана с учетом
закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст
учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего
школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет),
старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18
лет). В соответствии с этим курс состоит из четырех модулей:
1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся
1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7
классов),
3 Модуль: «Я познаю других» (для
учащихся 8-9 классов),
4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для
учащихся 10-11 классов). Продолжительность программы 1 учебный год.